Создание резерва сомнительных долгов в бухгалтерском учете

Счет 63 в бухгалтерском учете: Резервы по сомнительным долгам

Резерв по сомнительным долгам может создаваться ежемесячно или раз в квартал на часть или всю сумму долга с НДС. В любом случае этот порядок необходимо закрепить в учетной политике. К примеру, можно ориентироваться на сроки создания резерва по сомнительным долгам в налоговом учете, но важно помнить, что порядок формирования резервов в НУ и БУ сильно отличается.

После окончания проведения инвентаризации и выявления сомнительной задолженности формируются проводки по дебету счета 91.2 «Прочие расходы» и кредиту счета 63 «Резервы по сомнительным долгам». В дальнейшем неоплаченный долг может быть списан за счет этого резерва Дт 63 Кт с 60, 62, 76, 58-3 счетами в зависимости от вида долга.

Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

Создание резервов по сомнительным долгам в бухгалтерском учете должно восприниматься как сбор сведений о состоянии задолженности покупателей на определенную дату. При просмотре информации по этим резервам заинтересованные лица должны видеть, какая доля задолженности является сомнительной.

Под сомнительной задолженностью в бухучете понимается ничем не обеспеченная задолженность дебиторов, которая не уплачена в срок, прописанный в договорном соглашении (абз. 2 п. 70 приказа № 34н). Авансы поставщикам к сомнительной задолженности причислять нельзя (письмо Минфина России от 15.10.2022 № 16-00-14/316).

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете

По результатам инвентаризации на 30.06.2022 выяснилось, что Должник 3 погасил задолженность, а должник 1 ликвидировался, то есть его задолженность стала безнадежной. Новых сомнительных долгов не выявлено. Выручка за полугодие составила 6 млн. руб. Определим сумму корректировки созданного ранее резерва по сомнительным долгам.

Для того чтобы данные бухгалтерской отчетности были достоверными, активы и обязательства организации подлежат корректировке с учетом оценочных значений. В отношении дебиторской задолженности оценочным значением является резерв по сомнительным долгам, то есть в балансе сумма дебиторской задолженности отражается за вычетом созданного резерва. Благодаря этому исключается завышение величины активов, а пользователи бухгалтерской отчетности видят реальную величину дебиторской задолженности и, соответственно, могут адекватно оценить финансовое состояние организации. Заметьте, что для целей бухгалтерского учета формирование резерва по сомнительным долгам с 2022 года является не правом, а обязанностью, о чем говорится в п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н. По-другому дело обстоит с налоговым учетом, НК РФ предусматривает именно право организаций, применяющих метод начисления, создавать резерв по сомнительным долгам. Однако, учитывая то, что указанный резерв включается в налоговые расходы, многие организации сами изъявляют желание воспользоваться таким правом и сформировать резерв по сомнительным долгам для целей налогового учета. В этой статье предлагаю рассмотреть порядок создания, учета и использования резерва по сомнительным долгам как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

Создание резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете проводки

Существует также дополнительное условие для того, чтобы долг признать сомнительным. Согласно п.1ст.266 НК РФ, только тот долг можно признать сомнительным, который не обеспечен залогом, гарантией банка или поручительством. Читайте также статью: → «Учет сомнительных затрат и долгов в бухгалтерском учете».

Предельную величину определяем сравнением двух сумм: 2млн.руб. и 500тыс.руб. (10% от 5млн.руб.). Таким образом, за лимит принимаем большую величину, равную 2млн.руб., а значит сумма резерва за 1-й квартал не превышает лимит и остается равной 1,2млн.руб.

Резерв по сомнительным долгам

При этом способе размер отчислений в резерв сомнительным долгам определяется согласно данным за несколько лет как доля безнадежных долгов в общей сумме дебиторской задолженности определенного вида. Например, доля неоплаченных покупателями товаров в общей сумме задолженности покупателей.

Рекомендуем прочесть:  Как рассчитать единый налог на вмененный налог

отдельно по каждому сомнительному долгу определяется сумма, на которую необходимо создать резерв, в зависимости от финансового состояния должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

Учет резервов по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

Если сумма превышает остаток, то к нему доначисляются средства, и эти доначисления списываются в состав прочих расходов. Если же она меньше, то ему придется уменьшить размер резерва, а разницу перенести на счет прочих доходов.

В бухучете для формирования резерва сомнительных долгов различные счета, в том числе забалансовые. От принятой учетной политики фирмы и особенностей ее деятельности зависит то, как создать резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете. При обнаружении в процессе торговой или хозяйственной деятельности просрочки по платежам или поставкам, бухгалтер фиксирует факт задержки в учете, делая следующие проводки: Дт 91 – Кт 63.

Создаем резерв по сомнительным долгам

Основанием для создания резерва является инвентаризация, проведенная по расчетам с контрагентами. По сомнительной задолженности, выявленной в результате инвентаризации, компания должна сформировать резерв. Нормативные акты по бухгалтерскому учету не содержат четких правил формирования резерва по сомнительным долгам, поэтому порядок создания резерва фирма должна разработать самостоятельно и закрепить его в учетной политике.

У бухгалтера организации имеются сведения о том, что дебиторская задолженность ООО «Альфа» сроком возникновения до 45 дней от даты платежа по договору не будет погашена, так как предприятие находится в стадии ликвидации. В связи с этим в бухгалтерском учете данная задолженность должна быть признана безнадежной и в полном объеме включена в резерв.

Учет резервов по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

Формирование в бухгалтерском учете резерва по сомнительным долгам сопровождается оформлением определенной документации. В первую очередь это акт об инвентаризации дебиторок, о котором уже упоминалось выше. В ходе инвентаризации ДЗ бухгалтер может отнести часть из них к разряду сомнительных. Данное решение подкрепляется, в зависимости от учетной политики предприятия, одним из следующих документов:

Создание резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете производится на основании инвентаризации дебиторок, числящихся в компании. Данное мероприятие проводится бухгалтером в последний день отчетного периода. Для каждой ДЗ определяют вероятность ее закрытия в установленные сроки, основываясь на анализе финансового положения должника. На основании этих данных рассчитывают размер РСД.

Создание резерва сомнительных долгов в бухгалтерском учете

В силу п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее — Положение N 34н) организация обязана создавать резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.
Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.
Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.
Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам.
За счет резерва списываются дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, другие долги, нереальные для взыскания (п. 77 Положение N 34н).
Согласно п. 3 ПБУ 21/2022 «Изменения оценочных значений» величина резерва по сомнительным долгам является оценочным значением.
Величина дебиторской задолженности показывается в бухгалтерском балансе за вычетом суммы резервов по сомнительным долгам, что позволяет отражать реальное финансовое состояние организации.
В письме Минфина России от 27.01.2022 N 07-02-18/01 разъяснено, что в соответствии с Положением N 34н организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации. Согласно п. 6 ПБУ 1/2022 «Учетная политика организации» учетная политика должна обеспечивать, наряду с другими требованиями, большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности). Резервы образуются в тех случаях, когда по оценке организации существует вероятность полной или частичной неоплаты сомнительной задолженности. Однако, если на отчетную дату у организации имеется уверенность в получении оплаты какой-то конкретной просроченной дебиторской задолженности, создание резерва по данному долгу может рассматриваться как создание скрытых резервов.
Порядок формирования резервов (в частности, периодичность их создания), а также критерии оценки сомнительности задолженности нормативно не урегулированы.
Вместе с тем п. 7 ПБУ 1/2022 «Учетная политика организации» позволяет организации самостоятельно разработать способ ведения бухгалтерского учета и закрепить его в учетной политике, если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены такие способы, учитывая при этом нормы российского бухгалтерского законодательства.
По мнению И.Р. Сухарева, начальника отдела методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России, в связи с тем, что резерв по дебиторской задолженности является элементом ее оценки, он должен контролироваться в рамках инвентаризации дебиторской задолженности (смотрите интервью чиновника журналу «Российский налоговый курьер», N 4, февраль 2022 г.).
Отметим, что на основании ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2022 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации.
Таким образом, организация создает резерв при выявлении в ходе инвентаризации сомнительной дебиторской задолженности. При этом периодичность проведения инвентаризации (создания резервов) определяется организацией самостоятельно (например, ежеквартально).
Ограничений по максимальному размеру создаваемого в бухгалтерском учете резерва по сомнительным долгам не предусмотрено.
Отчисления в резервы по сомнительным долгам являются прочими расходами (п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

Рекомендуем прочесть:  В Скольки Экземплярах Подается Аппеляционная Жалоба

Создание резерва по сомнительным долгам в целях налогообложения прибыли не обязательно для организаций, они лишь вправе его создавать.
В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются расходы налогоплательщика, применяющего метод начисления, на формирование резервов по сомнительным долгам (в порядке, установленном ст. 266 НК РФ). Суммы отчислений в резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода (п. 3 ст. 266 НК РФ).
В отличие от Положения N 34н, в НК РФ четко прописан порядок формирования резерва по сомнительным долгам.
Согласно п. 1 ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
Причем при наличии у налогоплательщика перед контрагентом встречного обязательства (кредиторской задолженности) сомнительным долгом признается соответствующая задолженность перед налогоплательщиком в той части, которая превышает указанную кредиторскую задолженность налогоплательщика перед этим контрагентом.
Пунктом 4 ст. 266 НК РФ установлено, что сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется в зависимости от срока сомнительного долга:
— на задолженность с просрочкой до 45 дней резерв не создается;
— при просрочке от 45 до 90 календарных дней резерв создается в размере 50%;
— по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности.
При этом сумма создаваемого резерва, исчисленного по итогам налогового периода, не может превышать 10% от выручки за указанный налоговый период, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ. При исчислении резерва в течение налогового периода по итогам отчетных периодов его сумма не может превышать большую из величин — 10% от выручки за предыдущий налоговый период или 10% от выручки за текущий отчетный период.
Резерв по сомнительным долгам используется организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном ст. 266 НК РФ.
Разница между суммой резерва, исчисленного на конец текущего отчетного (налогового) периода, и его остатком подлежит включению в состав внереализационных доходов или расходов налогоплательщика (п. 5 ст. 266 НК РФ).
Как видим, порядок определения резерва по сомнительным долгам и использование данного резерва отличаются от аналогичных правил для бухгалтерского учета. В отличие от бухгалтерского учета, налоговым законодательством установлено дополнительное ограничение на величину резерва.
В силу ст. 313 НК РФ, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.
Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Рекомендуем прочесть:  Москва Больница 6 Во Время Чернобыльской

ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ И УЧЕТА РЕЗЕРВОВ ПО СОМНИТЕЛЬНЫМ ДОЛГАМ

Отсутствие своевременно полной и достоверной информации о платежеспособности клиентов препятствует эффективной работе по созданию резервов по сомнительным долгам. Поэтому вероятность погашения дебиторской задолженности оценивается с существенной погрешностью и решения о создании специального или общего резерва по сомнительным долгам часто не выполняются или выполняются неточно, в результате такие резервы не соответствуют сомнительным долгам.

Порядок отнесения дебиторской задолженности к сомнительной, установленный п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, практически совпадает с порядком, предусмотренным ст. 266 НК РФ.

Создание резерва по сомнительным долгам: проводка в бухгалтерском и налоговом учете

Порядок формирования разрабатывается предприятием самостоятельно. При этом установленная схема должна быть закреплена в финансовой документации компании. Создание резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете осуществляется так:

Они отражаются в прочих расходах на сч. 91. В связи с этим в бухгалтерском балансе создание резерва вызывает уменьшение прибыли отчетного периода. Расходы, которые связаны с его формирование в текущем финансовом цикле, влияют на доходность предстоящих лет. Если в налоговом балансе не создается резерв, то, соответственно, не возникает и расходов. В этом случае образуется разница между прибылями (убытками). В предстоящих отчетных периодах предполагается погашение обязательства или списание его как безнадежного. В связи с этим возникшая разница в бухгалтерском учете, по сути, является временной. Это разъясняется в ПБУ 18/02, п. 8. Временная разница приводит к формированию налогового отложенного актива. Он уменьшает размер отчисления на прибыль, который должен выплачиваться в периодах, следующих за отчетным. Это положение разъяснено в ПБУ 18/02, в п. 11. Для отложенного актива, возникновение которого обусловило создание резерва по сомнительным долгам, проводка будет следующей:

Создаем резерв по сомнительным долгам

Пункт 4 ст. 266 НК РФ устанавливает, что сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом:

При этом следует учитывать, что п. 70 Положения № 34н не содержит указания на то, что резерв создается только по сомнительной задолженности в отношении расчетов с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги. То есть в бухгалтерском учете сомнительной может быть признана любая дебиторская задолженность вне зависимости от того, в связи с чем она возникла.

Формирование и учет резервов по сомнительным долгам

  • 1. Дебиторская задолженность возникла по расчетам за готовую продукцию (товары, работы, услуги). Например, по подотчетным суммам резервы по сомнительным долгам создаваться не могут.
  • 2. Срок погашения дебиторской задолженности по договору истек.
  • 3. Гарантии погашения дебиторской задолженности отсутствуют.

Одновременно сумму списанного долга необходимо отнести на забалансовый счет 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов». Указанная задолженность должна числиться на счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение пяти лет для того, чтобы можно было восстановить сумму долга на случай восстановления платежеспособности дебитора.

Что подразумевается под резервом по сомнительным долгам

Правовые акты по ведению бухгалтерского учета не дают строго регламента по его созданию, организация должна сама определить свою учетную политику и закрепить ее при создании резерва по сомнительным долгам. В политике можно установить порядок создания дебиторской задолженности на всю задолженность, а в налоговом учете можно его и не формировать, так как это создает трудности для бухгалтера по подсчету сроков.

Дебиторская задолженность может выступать как финансовый инструмент при погашении кредитов, реализованной, не оплаченной продукции, одной из составных частей оборотного актива предприятия, складывающегося из собственных или кредитных средств.

Мария
Юридический опыт - 15 лет.
Оцените автора
Отвечает на юридические вопросы юрист с 15 летним стажем