Как ввести должностные инструкции для работающих сотрудников

Содержание

Доброго дня. Если кто не знает Вам советует и консультирует — Стефания Волна. Рассказываю свой опыт и знания в юриспруденции, которого в совокупности больше 15 лет, это дает возможность дать правильные ответы, на то, что может необходимо в различных ситуациях и сейчас рассмотрим — Как ввести должностные инструкции для работающих сотрудников. Если в Вашем конкретном случае потребуется мгновенный ответ в своем городе или же онлайн, то, конечно же, лучше получить помощью на сайте. Или еще проще спросить в комментариях у постоянных читателей, которые ранее сталкивались с таким же вопросом.

Аttention please, данные могут быть неактуальными в момент прочтения, законы очень быстро обновляются и дополняются, поэтому ждем Вашей подписки на нас в соц. сетях, чтобы Вы были в курсе всех обновлений.

Основная функция должностной инструкции – подробное описание обязанностей, полномочий, а главное, сферы ответственности сотрудника организации, занимающего конкретную должность. Но помимо этого должностные инструкции помогают лучше организовать связи между сотрудниками, определить критерии оценки полноты и качества работы сотрудника, служат основой при трудовых спорах или при проверках контролирующими органами. К сожалению, зачастую работодатель не придает значения должностным инструкциям, из-за этого часто возникают разногласия между сотрудниками и руководством: сотрудники отказываются выполнять какую-либо работу, ссылаясь на то, что это не их обязанности. Поэтому мы рекомендуем разработать должностную инструкцию перед приемом нового сотрудника на работу, чтобы избежать неприятных ситуаций в дальнейшем.

Рынок труда Татарстана: полмиллиона работающих пенсионеров при средней зарплате в Казани 32 тысячи

• Должностная инструкция Бухгалтера (скачать в word)
  • Должностная инструкция Директора (скачать в word)
  • Должностная инструкция Заведующего складом (скачать в word)
  • Должностная инструкция Инженера по строительству (скачать в word)
  • Должностная инструкция Маркетолога (скачать в word)
  • Должностная инструкция Менеджера (скачать в word)
  • Должностная инструкция Мастера участка (скачать в word)
  • Должностная инструкция Начальника отдела кадров (скачать в word)
Рекомендуем прочесть:  Куда жаловаться на страховую компанию росгосстрах

Комментариев пока нет, но вы можете стать первым

Все мы помним известную сказку Дж. Р. Толкиена «Властелин Колец». Мы решили показать вам важность наличия у сотрудника должностной инструкции на примере хранителя кольца Фродо Беггинса. Эта должностная инструкция шуточная, образцы настоящих должностных инструкций, которые вы можете скачать и отредактировать, представлены внизу статьи.

Данный документ четко регламентирует обязанности работника. Почему это важно? Вспомните ст. 60 ТК РФ: запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами. Как правило, работодатель не включает в трудовой договор трудовые обязанности, которые составляют трудовую функцию работника (если и включает, то в основном только общие обязанности, например соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, добросовестное отношение к трудовой деятельности и т.п.). Конечно, производственные обязанности можно включить в трудовой договор, но это не совсем удобно. Альтернативой служит должностная инструкция, которая в идеале является приложением к трудовому договору. Избежать претензий со стороны работника по поводу требования от него большего, чем положено, как раз поможет должностная инструкция, так как она содержит круг обязанностей работника и представляет собой часть трудового договора.

Понятие должностной инструкции

В качестве примера можно привести спорную ситуацию, возникшую в связи с увольнением работника за неоднократное неисполнение трудовых обязанностей без уважительных причин при наличии дисциплинарного взыскания (п. 5 ст. 81 ТК РФ). В случае если уволенный по данному основанию работник обратится в суд за разрешением спора, руководителю придется представить в суде должностную инструкцию, чтобы доказать, что работника уволили за неисполнение тех обязанностей, которые он должен был выполнять в этой организации. Если работодатель не представит должностную инструкцию или представит ее, но не докажет факт ознакомления с ней работника, суд восстановит сотрудника. Для наглядности приведем кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда N 33-1232/2022. Рассмотрев дело по жалобам войсковых частей N N 09856 и 20918 на решение Петропавловска-Камчатского городского суда о восстановлении на работе стрелка 179-й группы ВОХРД. Н. А., взыскании в его пользу заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации ему морального вреда, коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены уже состоявшихся судебных актов, так как в ходе рассмотрения дела было установлено, что увольнение произведено с нарушением закона, поскольку войсковая часть привлекла к дисциплинарной ответственности стрелка за неисполнение обязанностей, которые на него трудовым договором не возлагались.

Значение должностной инструкции

На обороте последнего листа делают запись: «В данном должностном регламенте пронумеровано, прошнуровано и заверено печатью _____ листов» (количество прописью). Запись заверяется подписью начальника структурного подразделения, в котором хранится должностной регламент (либо должностного лица, ответственного за хранение должностного регламента), с указанием даты.

Рекомендуем прочесть:  Что Будет Организатору Преступления Если Сообщить О Готовищемся Приеступлении В Органы

Должностные инструкции с установленным перечнем обязанностей распространяются на вновь принятых работников, которые ознакамливаются с ними не позднее дня подписания трудового договора. Подписывая трудовой договор, стороны устанавливают конкретный объем и содержание трудовых обязанностей работника.

Уточнение должностных обязанностей

Такая ситуация сложилась по вине работодателя, поскольку в нарушение требований ст. 68 ТК РФ работник не был под подпись ознакомлен со своей должностной инструкцией, непосредственно определяющей трудовые обязанности. То есть изначально (до момента подписания трудового договора) работодателем документально не были зафиксированы права и обязанности работника.

Внесение изменений в должностную инструкцию

В аналогичной ситуации суд указал, что вмененные истцу новые должностные обязанности не соответствуют обязанностям, предусмотренным условиями трудового договора. Утверждение новой должностной инструкции существенно изменяет трудовые обязанности истца, что является нарушением положений ст. 57, 60, 72 ТК РФ (Определение Верховного суда Республики Коми от 16.07.2022 № 33-2986АП/2022).

Что вы должны сделать, если главный бухгалтер обращается к вам с просьбой написать должностные инструкции на сотрудников? Вы должны сказать: «Я вам покажу форму и методику разработки этого документа. А дальше пишите сами. Ваших профессиональных тонкостей я не знаю, это не моя функция».

В первом случае, когда инструкция является приложением, при приеме на работу работодатель обязан ознакомить работника с должностной инструкцией под роспись и выдать один экземпляр документа работнику вместе с трудовым договором.

Должностные инструкции как часть кадрового документооборота

То есть вы должны подробно разъяснить форму этого документа, общие положения, все пункты и подпункты, которые в обязательном порядке входят в должностную инструкцию. Это ваша обязанность. Потому что вы единственный специалист в своей организации, которой знает, что такое должностная инструкция и что из нее вытекает.

Должностные инструкции могут разрабатываться как на стадии проектирования организации, бизнеса, так и в уже функционирующем бизнесе со сложившимися трудовыми отношениями. Первое требует метода тщательного моделирования трудовых процессов исполнителей. Второе – глубокого анализа существующих трудовых отношений у конкретного работодателя. В любом случае порядок разработки должностных инструкций предполагает общепринятый алгоритм действий.

Правила разработки, согласования и утверждения должностной инструкции напрямую трудовым законодательством не регламентированы и потому в этой сфере нет каких-либо стандартов.

· Раздел «Должен знать» содержит основные требования, предъявляемые к рабочему в отношении специальных знаний, а также знаний положений, инструкций и других руководящих материалов, методов и средств, которые рабочий должен применять.

Поэтому практически все работодатели, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, могут вводить должностные инструкции для регламентирования трудовых отношений, а также самостоятельно устанавливать порядок их разработки, согласования и утверждения.

В большинстве же случаев наименования должностей, специальностей и профессий в трудовых договорах работников (и соответственно в должностных инструкциях) указываются по усмотрению работодателя (на основании локальных нормативных актов, а не квалификационных справочников), поэтому работодателю необходимо самостоятельно утвердить квалификационные требования к указанным должностям, специальностям или профессиям либо отразить их в тексте трудового договора или должностной инструкции.

Рекомендуем прочесть:  До Какого Возраста Нельзя Продавать Алкоголь В Рб

Нередко должностная инструкция является приложением к трудовому договору, неотъемлемой его частью, о чем сказано в самом ТД. Поэтому, если бухгалтеру необходимо внести изменения в ДИ, менять придется и сам договор, причем еще раз заверять документ у сотрудника. Однако это встречается довольно редко. Чаще всего в ТД сказано, что «трудовые обязанности работника определяются должностной инструкцией и иными локальными нормативными актами». В этом случае корректировке подлежит только сама инструкция, а договор остается в первоначальном виде, и ставить на нем какие-либо дополнительные пометки об изменении ДИ нет нужды.

Споры по размеру и срокам оплаты проезда к месту учебы и обратно

Самой сложной ситуацией является уточнение должностной инструкции для работающих сотрудников, которые не заинтересованы в изменении своих должностных обязанностей. Кадровики до сих пор спорят, имеет ли право работодатель менять объемы работы, вводить новые задачи, не спрашивая разрешения специалиста. Общепринятая точка зрения говорит о том, что без согласия сторон сделать это невозможно. Однако есть обратное мнение, а также разъяснения чиновников, которые его подтверждают.

Нужно ли штатное расписание?

Но если инструкция является локальным нормативным актом, а не частью трудового договора, кадровики справедливо указывают, что юридически условия ТД не изменяются при внесении корректировки в ДИ. И в этом случае работодатель имеет право устанавливать те обязанности, которые ему необходимы.

Такой подход поможет Вам определить согласие работника на выполнение обязанностей по данной должности. Если же работник будет не согласен на выполнение каких-либо обязанностей, то на данном этапе у Вас будет возможность отказать работнику в заключении трудового договора.

Приказ об утверждении должностных инструкций

• на самом документе проставляется гриф утверждения;
  • для этих целей издается отдельный распорядительный документ (если должностная инструкция утверждается руководителем компании, то распорядительным документом является приказ, а если другими должностными лицами, то распоряжение).

Приказ о должностных инструкциях — образец

При любом способе утверждения должностной инструкции необходимо ознакомить с ней работников под роспись. Работники могут расписываться в журнале ознакомления, или на самой инструкции, или на приложенном к ней листе ознакомления.