Военный пенсионер проживая в чаэс когда уйдет по гражданскому стажу

В определенных случаях разрешается получать не одну, а две пенсии – по инвалидности и по старости. Такое право дано военнослужащим (военнообязанным), которые стали инвалидами, исполняя служебные обязанности на территории ЧАЭС. При подобных обстоятельствах заболевания, полученные в Чернобыле, приравниваются к военной травме (п. 2 ст. 29 закона № 1244-1). При этом необходимо иметь достаточный страховой стаж и число пенсионных коэффициентов не менее 30.

По общему правилу ст. 28.1 закона № 1244-1, пострадавшие от радиационной катастрофы женщины не могут выйти на пенсию по старости ранее 45 лет, а мужчины – ранее 50 лет. Этот минимальный возраст не был повышен в ходе пенсионной реформы, начавшейся в 2022 году. Самая низкая возрастная планка для выхода на пенсию по старости установлена для узкой категории чернобыльцев – ликвидаторов последствий радиационной катастрофы, работавших в опасных условиях в первые два года после аварии, в 1986-1987 гг., а также эвакуированных граждан (ст.30, 32 закона № 1244-1). Для них возраст выхода на пенсию снижен на 10 лет. Для остальных чернобыльцев, в том числе, для лиц с инвалидностью, пенсионный возраст снижен не так значительно – в основном, на 3-7 лет.

Гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, назначается государственная пенсия в соответствии с законом № 166-ФЗ (4-я статья). Они вправе получать страховую пенсию по старости, когда возникнет право на нее (будет выработан минимально необходимый стаж, достигнут пенсионный возраст, и т.д.). То есть, имея право на две пенсии, чернобыльцы могут выбрать, какая из них им выгоднее. Для назначения государственной пенсии по старости пострадавшим гражданам достаточно иметь пятилетний стаж.

Очень обидно, что юрист даёт ответ на ваш вопрос, противоречащий законодательным нормам. Вы имеете право на установление пенсии по старости в соответствии со п.6 ст.3 Закона №166-ФЗ одновременно с уже назначенной пенсией за выслугу лет. Условия её назначения в вашем случае определяются с учетом особенностей, предусмотренных НОРМАМИ Статьи 30 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 27.12.2022), т.е. с уменьшением возраста, предусмотренного ст.8 №400-ФЗ.ОПРЕДЕЛЕНИЕМ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА №1-О от 19.01.2022 г. установлено что нормы законов:№166-ФЗ и РФ №1244-1 ПО СВОЕМУ БУКВАЛЬНОМУ СМЫСЛУ НЕ ПРЕДПОЛАГАЮТ ВОЗМОЖНОСТИ ОТКАЗА ГРАЖДАНАМ, КОТОРЫЕ, ЯВЛЯЯСЬ ВОЕННООБЯЗАННЫМИ, БЫЛИ НАПРАВЛЕНЫ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ ПО ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС И ПРИ ЭТОМ ИСПОЛНЯЛИ ОБЯЗАННОСТИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ, В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ПРАВА НА ОДНОВРЕМЕННОЕ ПОЛУЧЕНИЕ ДВУХ ПЕНСИЙ-ПО ГОСУД. ПЕНСИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ И СТРАХОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ С УЧЁТОМ НАЗНАЧЕНИЯ ЕЁ РАНЕЕ ДОСТИЖЕНИЯ ОБЩЕУСТАНОВЛЕННОГО ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА. А НЕПРАВИЛЬНОЕ ТОЛКОВАНИЕ СТ.28.1 Закона РФ№1244-1,УСТАНАВЛИВАЮТ РАЗЛИЧИЯ В ПРАВЕ ГРАЖДАН РФ НА ПОЛУЧЕНИЕ ПЕНСИЙ. Это означает нарушение КОНСТИТУЦИОННОГО ПРИНЦИПА РАВЕНСТВА, поскольку фактически ТАКОЕ ТОЛКОВАНИЕ ДАННОЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ НОРМЫ устанавливаеТ разный объём возмещения вреда гражданам, в одинаковой мере пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы! Я НЕ ЮРИСТ, НО ЭТО ПОНИМАЮ. ВЫ ИМЕЕТЕ ПРАВО НА ОДНОВРЕМЕННОЙ ПОЛУЧЕНИЕ ПЕНСИЙ:-по выслуге лет,-страховой пенсии по старости (без фиксированной выплаты), назначаемой ДОСРОЧНО! ЕСЛИ ОТКАЖЕТ ПФР, ИДИТЕ В СУД!

Статья 28

Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Федеральный закон «О страховых пенсиях») по состоянию на 31 декабря 2022 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 — 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Гражданам, указанным в статье 13 настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного частью второй настоящей статьи, в порядке, предусмотренном статьями 30 — 37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 — 10, 16 — 18 части 1 статьи 30 и пунктами 1 — 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом «О страховых пенсиях», и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. При этом гражданам, имеющим право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» (за исключением лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях»), уменьшение возраста для назначения пенсии по старости производится в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2022 года, и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. Если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем имеющимся основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, по состоянию на 31 декабря 2022 года, в целях определения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 2022 года.

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости — 10 лет).

По достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с настоящим Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.

Членам семьи умершего (погибшего) вследствие чернобыльской катастрофы участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, призванных на сборы военнообязанных, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, государственной безопасности, гражданской обороны, а также умершего инвалида вследствие военной травмы в связи с чернобыльской катастрофой предусмотрено назначение пенсии по СПК как вследствие военной травмы (ранения, контузии, увечья или заболевания, связанного с пребыванием на фронте).

Пенсии гражданам, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС устанавливаются согласно норм Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее- законы № 1244-1, №166-ФЗ, №400-ФЗ).

Нетрудоспособным членам семей граждан, пострадавших в результате катастрофы на ЧАЭС, предоставлено право на пенсию по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению по Закону № 166-ФЗ. Необходимым условием для назначения пенсии по случаю потери кормильца (далее- СПК) является наличие у умершего кормильца трудового стажа любой продолжительности (в случае отсутствия трудового стажа такие нетрудоспособные приобретают право на установление социальной пенсии по потере кормильца).

Инвалидам «чернобыльцам» вследствие военной травмы предоставлено право на одновременное назначение двух пенсий: страховой пенсии по старости и пенсии по инвалидности от военной травмы по государственному пенсионному обеспечению. При этом, назначение второй страховой пенсии по старости может быть осуществлено, как инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет при наличии страхового стажа соответственно не менее 25 и 20 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента (балла), определенной законом с учетом переходных норм ( в 2022г- не менее 13,8 балла, к 2025году- в размере не менее 30 баллов).

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин. Таким образом, законодательством ограничена максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости на 10 лет).

При этом в статье 28.1 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (введенной Федеральным законом от 18 июля 2006 года N 112-ФЗ) закреплены общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе в ее части пятой закреплено право лиц, являющихся получателями пенсии по старости, назначенной в соответствии с данным Законом, по достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, обратиться за ее назначением в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Рекомендуем прочесть:  228 Статья Таблица 2022

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка И.И. Кухтина оспаривает конституционность части пятой статьи 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», согласно которой по достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с данным Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.

По мнению заявительницы, оспариваемое законоположение противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку сужает круг лиц, имеющих в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» право на снижение пенсионного возраста, не предоставляя такой возможности лицам, являющимся получателями пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I.

Полагая, что имеет право на снижение общеустановленного пенсионного возраста (55 лет для женщин), предоставленное статьей 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», И.И. Кухтина предъявила к территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации иск о признании за ней такого права и назначении страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) с момента достижения ею 52-летнего возраста. В удовлетворении требований заявительнице было отказано со ссылкой в том числе на часть пятую статьи 28.1 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Конституционный Суд в определении указывает, что военнообязанные, призванные на специальные сборы, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, были приравнены в сфере пенсионного обеспечения к инвалидам вследствие военной травмы, имеющим право на льготное пенсионное обеспечение. Причем критерием такого приравнивания выступает получение ими приведшего к инвалидности заболевания именно при исполнении обязанностей военной службы.

Третьего февраля Конституционный Суд опубликовал определение, в котором разобрался в вопросе соответствия Конституции пп.1 п.3 ст.3 ФЗ «О государственному пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и п.2 ч.1 ст.29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В Конституционный Суд обратился Алексей Львович, который был призван на специальные военные сборы и в период с 28 августа по 23 октября 1986 года, где исполнял обязанности военной службы, принимал участие в выполнении работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения. В дальнейшем мужчина перенёс лучевую болезнь и другие заболевание, полученные в связи с работой в непосредственной близости с ЧАЭС.

Судьи Верховного Суда Российской Федерации согласились с Алексеем Львовичем в том, что граждане, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы (служебные обязанности), если они стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, приравниваются к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, и имеют право на одновременное получение двух пенсий – пенсии по инвалидности по нормам Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Суды исходили из того, что согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение пенсии по инвалидности и страховой пенсии по старости предоставляется гражданам, причиной инвалидности которых является военная травма; Алексей Львович же не относится к инвалидам вследствие военной травмы, а потому и не имеет права на получение одновременно двух пенсий.

Как платят военные пенсии

Пенсию по инвалидности назначают вне зависимости от продолжительности службы. Она положена, если военный получил инвалидность во время службы или в течение трех месяцев после увольнения. Инвалидность должна быть следствием болезни или травмы, которую военный получил на службе.

  1. Детям до 18 лет. Если ребенок учится очно в вузе — до 23 лет.
  2. Родителям или супругу, если после смерти кормильца они утратили источник доходов,имеют инвалидность или достигли возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
  3. Родителям или супругу умершего военного, получившего инвалидность в результате военной травмы.
  4. Родителям или супругу, если они не работают и ухаживают за детьми, братьями, сестрами, внуками кормильца, пока им не исполнится 14 лет.
  5. Бабушке или деду, если нет других лиц, которые должны содержать их по закону.

На ежемесячную выплату, которая ежегодно индексируется, имеют право участники и инвалиды ВОВ и ветераны боевых действий. Максимальная сумма выплаты — 3088 Р в месяц дополнительно к пенсии. В 2022 году с учетом индексации размер выплаты для участников Великой Отечественной войны составляет 4746,29 Р , для инвалидов Великой Отечественной войны — 6328,41 Р , для ветеранов боевых действий — 3481,85 Р .

В России идет постепенное повышение пенсионного возраста. Для этих изменений введен переходный период, который составит 10 лет и завершится в 2028 году. В результате пенсионный возраст будет повышен на 5 лет и установлен на уровне 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. В первом полугодии 2022 года пенсионный возраст женщин — 56,5 лет, мужчин — 61,5 лет. Во втором полугодии 2022 года на пенсию выходят только те, кто получил это право ранее, но не воспользовался им.

  1. Служба в органах внутренних дел, Росгвардии, МЧС, МВД, ФСБ, ФСИН.
  2. Служба в советских партизанских отрядах и соединениях.
  3. Служба в гражданских министерствах и организациях, если военный остался на военной службе или в составе силовых структур.
  4. Время в плену, если военный попал туда не добровольно.
  5. Период содержания под стражей, если обвинение было необоснованным.
  6. Время, когда военный был репрессирован, если его реабилитировали.

Статья 28

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости — 10 лет).

Гражданам, указанным в статье 13 настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного частью второй настоящей статьи, в порядке, предусмотренном статьями 30 — 37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 — 10, 16 — 18 части 1 статьи 30 и пунктами 1 — 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом «О страховых пенсиях», и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. При этом гражданам, имеющим право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» (за исключением лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях»), уменьшение возраста для назначения пенсии по старости производится в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2022 года, и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. Если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем имеющимся основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, по состоянию на 31 декабря 2022 года, в целях определения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 2022 года.

Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Федеральный закон «О страховых пенсиях») по состоянию на 31 декабря 2022 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 — 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Рекомендуем прочесть:  Молодая Семья Это

По достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с настоящим Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.

Частью 1 ст. (ред. от 06.12.2022, с изм. от 23.12.2022) > «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» > Раздел III. Статус граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы > Статья 13. Категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы» target=»_blank»>13 Закона №1244-1 предусмотрено, что к гражданам, повергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (п.7), и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (п.8).

Согласно п. 109 Положения №590 при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты «а» и «б» пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт «в» пункта 16) периоды, указанные в подпунктах «к» и «л», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте «з», приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Доводы истца и его представителя о том, что на основании Закона №1244-1 подлежит суммирование величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости гражданам, относящимся одновременно к двум категориям, суд находит основанными на неверном толковании норма материального права.

В судебном заседании истец Брусов А.И. и его представитель по доверенности Чепурина Л.Н. исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям указанным в иске, так пояснили, что ответчиком не в полном объеме включен в специальный стаж период обучения в профессиональном училище.

Приравнивание периода учебы к работе, дающей право на указанные пенсии, производится с соблюдением правила, установленного предпоследним абзацем пункта 109 — в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.

Досрочная страховая пенсия военным пенсионерам чернобыльцам

Следует отметить, что согласно положениям абзаца пятого статьи 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 (в редакции, действующей с 01.01.2022) по достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с данным Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ. При этом такие граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.

Конкретизируя данные конституционные положения, федеральный законодатель, в свою очередь, гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы (статья 3 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), в частности путем назначения пенсий по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию.Эта мера — наряду с мерами социальной поддержки, направленными на возмещение вреда здоровью, — в определенной степени носит компенсаторный характер и должна неукоснительно обеспечиваться всем, кому она предназначена.

С 1 января 2022 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и новая редакция Федерального закона от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в связи с чем военным пенсионерам из числа граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, досрочная пенсия по старости (без фиксированной выплаты к страховой пенсии) со снижением общеустановленного пенсионного возраста в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1, не может быть назначена, т.к. указанная пенсия не является страховой пенсией.

Военный пенсионер-чернобылец. В 2007 году (еще во время прохождения службы в ВС РФ) военный суд проиндексировал ежемесячную компенсацию на продукты питания, положенные по чернобыльскому закону.. с последующей их индексацией. Войсковая часть индексировала выплаты, пока служил. Вышел на пенсию в 2010 году. Военкомат принял к исполнению решение суда 2007 года, но не индексирует выплаты. Могу ли я обратиться снова в тот же военный суд (военкомат находится в том же городе, где и военный суд), уже будучи военпенсом с иском о индексации? (Судья районного суда по месту моего жительства говорит, что предыдущее решение военного суда не будет иметь для нее привентивного руководства, да и мой предыдущий иск был к военной части, а не к военкомату. Кроме того, она разъяснила мне, что теперь я должен обращаться в гражданский суд, так как я теперь гражданский человек.) Но ведь я пенсионер МО, получаю пенсию от МО и решать мне вопрос с военкоматом (структурой МО)? Как поступить? Прошу разъяснить.

Пенсионер И. Рузайкин на оглашение постановления приехать не смог. Сегодня ветеран и пенсионер проходит очередной курс лечения в больнице. Несколько судебных процессов подряд расшатали его здоровье. В ноябре когда дело только начали рассматривать пенсионер не скрывал возмущения. Сначала пенсионеру не выплачивали компенсацию вреда к пенсии потому, что он как пенсионер инвалид и так получал прибавку к пенсии по инвалидности, а потом потому, что не вовремя обратился за выплатой компенсации и доплаты к пенсии.

Таким образом, указал КС, оспариваемые Алексеем Подвязниковым законоположения по своему буквальному смыслу не предполагают возможности отказа гражданам, которые, являясь военнообязанными, были призваны на специальные сборы, направлены для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполняли обязанности военной службы и стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в предоставлении права на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности (по государственному пенсионному обеспечению) и страховой пенсии по старости (с учетом назначения ее ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста), а потому не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права данной категории граждан.

По его мнению, теперь чернобыльцы, призванные на военные сборы, получили право исправить формулировку инвалидности и оформить вторую пенсию, ссылаясь на данное определение КС: «Самое главное, что конкретная формулировка из перечня, определенного правительством, указана в решении Конституционного Суда. Это вносит определенность в правовое регулирование данного вопроса».

По мнению КС, из такого понимания оспариваемых законоположений исходили и пенсионные органы в деле Алексея Подвязникова. Суд указал, что по информации, предоставленной Управлением Пенсионного фонда в Петроградском районе Санкт-Петербурга, 8 декабря 2022 г. в отношении Алексея Подвязникова проведена повторная медико-социальная экспертиза, по результатам которой причина установленной ему инвалидности II группы изменена на «заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС», и с 23 декабря 2022 г. ему назначены страховая пенсия по старости и пенсия по инвалидности (по государственному пенсионному обеспечению).

Соответственно, такое уравнивание двух категорий граждан, изначально имеющих формально разный правовой статус, но в равной мере исполнявших обязанности военной службы, основано на равенстве их фактического положения, обусловленного тем, что ставший причиной инвалидности вред их здоровью был причинен при исполнении обязанностей военной службы, предполагавших участие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы. Именно в силу этого, пояснил Суд, военнообязанные граждане, которые в период прохождения специальных сборов принимали участие в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС и стали инвалидами вследствие катастрофы, получили те же льготы по пенсионному обеспечению, какие были установлены ранее для инвалидов вследствие военной травмы.

Председатель президиума КА «Лапинский и партнеры» Владислав Лапинский, представляющий интересы заявителя, рассказал, что после обращения в КС аппарат суда запросил отзывы ВС, ПФР и бюро медико-социальной экспертизы, после чего бюро исправило формулировку инвалидности на «заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС». «Несмотря на то что согласно первоначальной позиции ПФР такая формулировка не дает право на получение двух пенсий одновременно, а дает право либо на получение пенсии по инвалидности, либо пенсии по старости, ему была назначена вторая пенсия дополнительно к уже получаемой», – подчеркнул адвокат.

Рекомендуем прочесть:  Со Скольки Лет Можно Отдать Ребенка В Садик На Полный День

Принятый закон от 03.10.2022 № 350-ФЗ повышение пенсионного возраста не коснулось тех, кто пострадал в результате техногенных или радиационных катастроф на Чернобыльской АЭС и т.д., значит закон не изменился и общеустановленный возраст для мужчин так и остался 60 лет, а для женщин 55 лет соответственно.
Существует общеустановленный пенсионный возраст для граждан не имеющих льгот для назначении пенсии и льготный пенсионный возраст – возраст по которому назначается досрочная пенсия с учетом льгот гражданина.
В Пенсионном фонде говорят, переходите на гражданскую пенсию, тогда будете в 57 лет пенсионером по старости. Но с какой стати мне переходить на гражданскую пенсию? Мы рассматривает работу на гражданке, уже после службы.
Юристы на сайте есть? Напишите ваше мнение.
С уважением Иванов Юрий Викторович.

Существуют корпоративные программы софинансирования НПФ. В этом случае одну часть взносов выплачиваете вы, а вторую — компания, в которой вы работаете. Это добровольное решение работодателя, поэтому НПФ выбираете не вы, а компания. Вторую пенсию работники получают на таких же условиях, как если бы выплачивали взносы самостоятельно. Им полагаются и государственные выплаты, и корпоративные.

Государственная пенсия поделена на 2 части: накопительную и страховую. Страховую пенсию формирует Пенсионный Фонд РФ. Выплачивают деньги тем, кто уже достиг пенсионного возраста. Накопительную часть переводят в негосударственный пенсионный фонд. Деньги оттуда будут выплачивать по достижении пенсионного возраста. Эти выплаты никак не относятся к ПФР, поэтому взносы нужно оплачивать самостоятельно.

Суть работы НПФ в том, что вы вкладываете свои деньги, фонд инвестирует их в акции, облигации и частью дохода фонд делится с вкладчиками. Получается, что к моменту выхода на пенсию на вашем счету соберется сумма больше, той, которую вы вложили по факту. Если вкладчик не доживает до пенсионного возраста, уплаченную им сумму могут получить наследники.

  1. Граждане, которые принимали участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, а также те, кто стал инвалидами из-за катастрофы.
  2. Нетрудоспособные члены семьи тех граждан, которые участвовали в ликвидации последствий в Чернобыле и пострадали от лучевой болезни.
  3. Участники Великой Отечественной войны.
  4. Граждане, которых наградили знаком «Жителю блокадного Ленинграда».
  5. Граждане, которые стали инвалидами из-за военной травмы.
  6. Родители и вдовы военнослужащих по призыву, которые погибли или получили травмы. При этом жена погибшего получает пенсию, только если не вышла официально замуж во второй раз.
  7. Федеральные госслужащие, летчики-испытатели, космонавты.

Определенные категории россиян получают одновременно две пенсии. При этом не всегда обе выплаты дает государство. Некоторые ответственные работодатели заранее заботятся о своих сотрудниках и помогают накопить деньги на корпоративную пенсию. Другие граждане самостоятельно готовятся к достойной старости.

Если тому же пенсионеру 1957 г.р. в 2022 г. выдали отказ в назначении страховой пeнсии из-за недостатка 8 лет стажа, то это не означает, что в следующем 2022 году ему необходимо будет выработать уже 9 лет стажа.
Требования к стажу для него останется прежним — 8 лет на гoд достижения 60 лет и уже не изменится.

Пeнсионное обеспечение военнослужащих предполагает выплату пeнсии за выслугу лет и по инвалидности в ведомстве прохождения службы по Закону №4468-1 . При этом военнослужащий также может претендовать на вторую пенсию военнослужащим в системе ПФР по Закону №400.

Например, военнослужащий 12.05.1956 г.р. обратился 25 августа 2022 за назначением второй пенсии только в возрасте 61 года. Это значит, что с момента его права прошел полный год, а поэтому происходит повышение выплаты на соответствующий коэффициент. В случае, если расчет у военнослужащего будет произведен исходя из 50 баллов, то с учетом коэффициента повышения общая сумма баллов будет равна уже 53,5 (50 * 1,07). С 25 августа 2022 сумма пeнcии военному пeнсионеру будет ежемесячно выплачиваться в размере 4204,03 (53,5 * 78,58) рубл.

Накопительная пенсия у военных также может формироваться и поэтому при подаче документов на назначение следует сразу спросить у специалистов клиентской службы о наличии права на накопительную пeнсию. В этом случае можно сделать выбор о получении средств накоплений в виде срочной выплаты, либо получить единовременную выплату своих пенсионных накоплений.

Периоды стажа, которые уже учтены в размере пeнсии военнослужащих указываются силовым ведомством в справке установленной формы. Поэтому при совпадении таких периодов страховые взносы и стаж не учитываются при расчете второй пенсии военнослужащим, даже если это была творческая или педагогическая деятельность.

Чернобыльская пенсия военным пенсионерам

И что за проблема была в том чтобы предоставить необходимые и требуемые документы? Вы прекрасно знаете. что за деньги которые нам всем начисляет государство, оно и отчитывается, посредством тех или иных документов. Предоставьте требуемые документы и получите Ваши заслуженные выплаты.

  • факт наличия номера СНИЛС, который был сообщён гражданским работодателям для перечисления денежных средств;
  • наименьший возраст – шестьдесят лет (в зависимости от регионального расположения, если брать в расчёт Крайний Север, то в этом случае цифра составляет пятьдесят пять лет мужчинам и пятьдесят лет женщинам);
  • иметь девятилетний стаж (начиная с 2022 года минимальный стаж составлял всего шесть лет, но каждый год увеличивался на один год);
  • 10 баллов – минимум (далее каждый год будет повышаться количество минимального балла на одно значение до тех пор, пока не достигнет тридцати баллов);
  • формирование фиксированной оплаты (имеется в виду гражданской) возможно исключительно при наличии доплат по линии МО (Министерства Обороны).

Потенциальным кандидатам на вторую пенсию необходимо встать на учёт в Пенсионный Фонд для приобретения страхового свидетельства либо СНИЛС. По этому номеру военному пенсионеру начисляются денежные средства на 2-ю пенсию. Образуются они за счёт тех перечислений, которые работодатели выплачивают за своих подчинённых в фонды.

В соответствии с частью 1 ст. 16 закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г., военным пенсионерам не выплачивается фиксированная часть страховой пенсии. Размер их обеспечения зависит только от сформированного индивидуального пенсионного коэффициента, то есть фактически от стажа и размера заработной платы.

Условие затрагивает присутствие официального гражданского трудоустройства и, конечно, соответственных выплат от работодателя. Чем выше уровень официальной ЗП, тем выше шанс на приличную вторую пенсию. Наряду с этим берётся в расчёт общий стаж, приобретённый вне военной службы.

Когда Чернобыльцы приобретают статус предпенсионера

Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Статья 30. Пенсионное обеспечение участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения Гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона (принимавшим в 1986 — 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы): 1) пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения. Статья 28.1. Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости — 10 лет).

Важно! К 2028 году, когда реформа наконец-то завершится, мужчины будут выходить на пенсию в 65 лет, а женщины — в 60 лет. Следовательно, предпенсионный возраст для них будет наступать в 60 и 55 лет соответственно. А в процессе перехода придется ежегодно сдвигать этот ценз.

  • в размере 250% от социальной пенсионной выплаты на стандартных условиях — ликвидаторам аварии; инвалидам первой и второй групп, установленным вследствие радиационного воздействия; детям, потерявшим обоих кормильцев (либо детям одинокой матери). Выплата будет составлять — 18130,84 рублей ;
  • в размере 200% от суммы соцпенсии — для проживающих и работающих в зонах, предусмотренных Законом РФ № 1244-1. Выплата будет составлять — 15540,72 рублей ;
  • в размере 125% от размера социальной пенсии — для остальных членов семьи умершего гражданина. Выплата составит — 11655,54 рублей

Пенсионное обеспечение граждан РФ, пострадавших от чернобыльской катастрофы, осуществляется по общим правилам, установленным нормативно-правовыми актами. Как таковая чернобыльская пенсия в России не указана в перечне возможных вариантов обеспечения пенсионных прав. Однако наличие статуса лица, пострадавшего от воздействия радиации в зоне аварии ЧАЭС , дает существенные льготы при обращении за различными видами выплат.

Например. Гражданин должен был выйти на пенсию в 2022 году в возрасте 60 лет (по старому закону). Теперь же по логике нового закона он должен выйти на пенсию в возрасте 61 год, т.е. 2022 году. Но с учетом указанных «скидок», данный гражданин выйдет на пенсию не в 61 год, а в 60,5 лет. Это, соответственно, будет либо 2-я половина 2022 года, либо 1-я половина 2022 года.

Мария
Юридический опыт - 15 лет.
Оцените автора
Отвечает на юридические вопросы юрист с 15 летним стажем