Вдова пенсионерка инвалида чаэс может получать за мужа ввз

Вдова пенсионерка инвалида чаэс может получать за мужа ввз

Услуга предоставляется
следующей категории граждан (далее — заявители): нетрудоспособным вдовам
(вдовцам) граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС,
умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с
чернобыльской катастрофой, а также вдовам (вдовцам) граждан, ставших инвалидами
вследствие чернобыльской катастрофы.
Услуга предоставляется
заявителям, имеющим место жительства или место пребывания на территории
Вологодской области (при отсутствии места жительства на территории других
субъектов Российской Федерации) и не получающим ежемесячную денежную
компенсацию в возмещение вреда, предусмотренную федеральным законодательством.

Срок
принятия решения о назначении (об отказе в назначении) ежемесячной денежной
компенсации составляет не более 8 рабочих дней со дня регистрации заявления, а
в случае направления межведомственных запросов — со дня получения казенным
учреждением (МФЦ) всех запрашиваемых документов (сведений).В случае
если заявление и необходимые документы были представлены заявителем
(представителем заявителя) в электронной форме с использованием Единого портала, срок размещения электронного образа решения о
назначении (об отказе в назначении) ежемесячной денежной компенсации в личном
кабинете заявителя (представителя заявителя) на Едином портале (далее — личный
кабинет) составляет не более 3 рабочих дней со дня принятия решения.

  • Нарушение сроков предоставления услуги;
  • Нарушение сроков регистрации запроса на услугу;
  • Отказ в исправлении допущенных ошибок или опечаток;
  • Отказ в предоставлении государственной услуги;
  • Отказ в приеме документов;
  • Требование дополнительной платы;
  • Требование дополнительных документов.

Вы можете подать жалобу в системе досудебного обжалования, если в процессе оказания услуги «Получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда нетрудоспособными вдовами (вдовцами) граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы» были нарушения регламента:

Срок направления решения об отказе в назначении
ежемесячной денежной компенсации в случае, если заявление и необходимые
документы были представлены заявителем (представителем заявителя) лично или
направлены посредством почтовой связи, составляет не более 3 рабочих дней со
дня принятия решения.

Какие выплаты и льготы положены вдовам чернобыльцев в РФ

Катастрофа, случившаяся на Чернобыльской атомной электростанции в апреле 1986 года, многих женщин оставила вдовами: огромные дозы облучения радиацией получили не только местные жители, но и те, кто приехал для устранения последствий аварии. Целый ряд бывших республик Советского Союза установил льготы и пенсии вдовам чернобыльцев, погибших при ликвидации последствий аварии или трудившихся в тот период в опасной зоне. В России перечень льгот перечислен в законе № 1244-I.

  • паспорт заявителя;
  • свидетельство о кончине мужа-чернобыльца, а также документы, подтверждающие наличие у него заболевания, полученного из-за аварии на Чернобыльской АЭС (либо группы инвалидности);
  • чеки и квитанции, подтверждающие факт оплаты похорон;
  • реквизиты банковского счета, куда поступят деньги.

Женщины, мужья которых погибли из-за аварии на Чернобыльской атомной электростанции, могут рассчитывать сразу на несколько видов пенсионного содержания: по возрасту и по потере кормильца. Если жалованье по старости они зарабатывают сами, то выплаты по утере кормильца назначаются как компенсация за смерть мужа. Выплаты эти бывают двух видов: страховые и социальные. При возникновении права на оба вида выплат женщина может выбрать одну из них.

  • паспорт вдовы;
  • СНИЛС;
  • свидетельство о смерти супруга;
  • бумаги, удостоверяющие право женщины на получение пособия (удостоверение чернобыльца покойного супруга и т. д.);
  • свидетельство о бракосочетании;
  • справки, подтверждающие трудовую деятельность супруга (при обращении за страховыми выплатами);
  • бумаги, подтверждающие статус иждивенца при кормильце либо факт воспитания детей, братьев, сестер либо внуков покойного, которым еще не исполнилось 14 лет (для установления страховых выплат);
  • справка о том, что умерший не получал пенсии при возникновении права на нее (при обращении за страховым пенсионным жалованьем).

Социальные выплаты по утере кормильца, которые регулируются законом № 166-ФЗ, не зависят от продолжительности срока труда покойного. Величина выплат составляет 125% от установленного размера соцпенсии. Если вдова при этом проживает на Крайнем Севере либо в иной местности с тяжелыми условиями климата, выплаты увеличиваются на установленный районный коэффициент. Если же она решит переехать туда, где климат мягче, надбавка будет отменена.

  • на ее размер не оказывают влияние стаж работы и дата смерти мужа, период нахождения на его иждивении;
  • величина пособия определяется статусом чернобыльца;
  • если причина смерти мужа не связана с воздействием радиации, размер пенсии составляет 125% от величины социального пособия – 5404 руб.;
  • если муж проходил военную службу в зоне катастрофы и погиб при ликвидации ее последствий, размер пособия увеличивается в 2 раза – 8647 руб.
  • в случае смерти от лучевой болезни — налоговый вычет в размере 3 тыс. руб.;
  • размер вычета – 5 тыс. руб., если женщина подверглась радиации, выполняя обязанности медицинского работника;
  • от транспортного налога освобождается один автомобиль, находящийся в собственности семьи.
  1. предоставление новой квартиры при необходимости;
  2. оплату половины стоимости жилья и услуг ЖКХ;
  3. возможность санаторно-курортного лечения;
  4. дополнительный оплачиваемый отпуск сроком до 2 недель;
  5. ежемесячные денежные пособия и компенсационные выплаты;
  6. внеочередное медицинское обслуживание;
  7. компенсацию питания детей в детском саду;
  8. бесплатный проезд на общественном транспорте;
  9. компенсацию в связи с переездом из зараженной зоны на новое место жительства, в том числе, выплату на каждого члена семьи в размере 1120 руб.;
  10. обязательное предоставление работы при переезде с сохранением в течение 4 месяцев заработной платы.
  1. территория отчуждения, на которой расселение запрещено, а отдельные виды хозяйственной деятельности определяются правительством;
  2. районы отселения, где проводится комплекс мер для защиты населения от последствий радиации;
  3. зона с постоянным контролем уровня радиации и возможностью заселения;
  4. территории, наделенные особым экономическим статусом, с уровнем радиации, допустимым для проживания.
  1. пенсионное пособие по старости, размер которого вдвое больше социального;
  2. ежемесячно на цели оздоровления – 260 руб.;
  3. разница между заработной платой, установленной в период работы в одной из зон Чернобыля, и нынешней, но без учета инвалидности;
  4. регулярные выплаты – 881 руб. ежегодно, 921 руб. каждый месяц;
  5. детское пособие на дошкольника – 433 руб.;
  6. пособие на школьника – 84 руб.;
  7. расходы на школьное питание – 90 руб. в месяц;
  8. разовые выплаты – 9871 руб. за потерю кормильца, 3748 руб. на его похороны.

Такое изменение в правовом регулировании породило в правоприменительной практике сомнения относительно наличия прямой целевой связи между ежемесячной компенсацией на приобретение продовольственных товаров и восстановлением здоровья инвалидов-чернобыльцев, особенно с учетом того, что Законом Российской Федерации от 18 июня 1992 года № 3061-I, которым Закон РСФСР от 15 мая 1991 года № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» был изложен в новой редакции, право на получение данной выплаты было предоставлено не только самим гражданам из числа получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, но и проживающим с ними детям, не достигшим возраста 14 лет. В результате члены семей инвалидов-чернобыльцев стали рассматриваться как сохраняющие право на ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров лишь при условии, что они получали ее при жизни кормильца, безотносительно к тому, что инвалид-чернобылец при жизни мог расходовать причитающиеся лично ему средства, составляющие данную выплату, на семейные нужды.

Поскольку при реализации предписаний части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» — в силу неопределенности их нормативного содержания в системе действующего правового регулирования — допускается возможность принятия прямо противоположных решений по вопросу об установлении ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров членам семей инвалидов-чернобыльцев, не получавшим данную выплату при жизни кормильца, социальная поддержка граждан, относящихся к одной категории — членов семей умерших инвалидов-чернобыльцев, нуждающихся в социальной защите в связи со смертью кормильца, несмотря на совпадение правовых и фактических оснований для предоставления данной выплаты оказывается в разном объеме. Тем самым нарушается конституционный принцип равенства, означающий, помимо прочего, запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковой или сходной ситуации, что противоречит Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 42.

2. Федеральному законодателю надлежит — исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, — незамедлительно принять меры по устранению неопределенности нормативного содержания части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Между тем ранее, в том числе после вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 года № 751, которым в Правила предоставления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, были внесены изменения, Верховный Суд Российской Федерации удовлетворял аналогичные требования о назначении данной выплаты. Расходятся правоприменительные органы в толковании части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» во взаимосвязи с пунктом 13 части первой данной статьи и по вопросу определения размера ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, устанавливаемой членам семей инвалидов-чернобыльцев, который — в отличие от вопроса о размере ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда — не получил четкого законодательного разрешения.

По буквальному смыслу названной нормы, ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров предоставляется членам семьи умершего инвалида, которому данная выплата производилась или могла производиться, безотносительно к тому, получали ли они сами такую компенсацию при жизни кормильца. Аналогичным образом сформулирован абзац второй пункта 1 Правил предоставления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 года № 751), в котором среди получателей данной выплаты прямо названы не только поименованные в пункте 13 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы, а также проживающие с ними дети, не достигшие 14-летнего возраста, но и граждане, указанные в части четвертой той же статьи.

Рекомендуем прочесть:  Пособие матери одиночке в 2022 в екатеринбурге

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от N 14-КГ16-14

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, так как имеются предусмотренные законом основания для отмены в кассационном порядке судебных постановлений в обжалуемой части.

Дробат Л.Н. обратилась в суд с иском к казенному учреждению Воронежской области «Управление социальной защиты населения Железнодорожного района г. Воронежа» (далее — УСЗН Железнодорожного района г. Воронежа) о признании за ней права на назначение компенсационных выплат в возмещение вреда здоровью по случаю потери кормильца — участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (инвалида II группы) в виде ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с 1 декабря 2022 г.; обязании назначить с 1 декабря 2022 г. и выплачивать ей ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере 10 570,45 руб. и ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 1 247,89 руб. за счет средств федерального бюджета с последующей индексацией в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; взыскании за счет средств федерального бюджета задолженности по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью по случаю потери кормильца — участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС за период с 1 декабря 2022 г. по 28 февраля 2022 г. в размере 31 711,35 руб. и задолженности по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 1 декабря 2022 г. по 28 февраля 2022 г. в размере 3 743,67 руб., всего в сумме 35 455,02 руб.

В целях реализации названного закона было принято постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», которым утверждены в том числе Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС («Правила предоставления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» — наименование в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 4 марта 2022 г. N 190) (далее также — Правила).

Представители Роструда по доверенности Бубнов В.А. и Якубин С.А. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой поставили вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, как незаконных, в части признания за Дробат Л.Н. права на назначение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, возложения на УСЗН Железнодорожного района г. Воронежа обязанности назначить с 1 декабря 2022 г. и выплачивать Дробат Л.Н. указанную компенсацию в размере 783,40 руб., взыскания с УСЗН Железнодорожного района г. Воронежа в пользу Дробат Л.Н. задолженности по выплате данной компенсации за период с 1 декабря 2022 г. по 28 февраля 2022 г. в размере 2350,20 руб. и вынесения в этой части нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.

По ст. 14 закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», чернобыльцам выплачивается ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) в качестве компенсации. Точнее, в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием. А именно: 1) перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, 2) инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы. В их числе: инвалидам из числа принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на других работах на ЧАЭС; военнообязанных, призванных на спецсборы и привлеченных к ликвидации последствий катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лиц начальствующего и рядового состава ОВД, противопожарной службы, проходивших службу в зоне отчуждения; эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зон отселения в ходе эвакуации; граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы.

По мнению разработчиков, возвращение чернобыльским вдовам прав на денежные компенсации никаких дополнительных бюджетных средств не потребует. Поскольку к вдовам переходят те компенсации, которые ранее получал умерший муж, а ежемесячная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием, выплачивается лишь частично. Помимо этого в России ежегодно снижаются расходы госбюджета на соцподдержку чернобыльцев — они умирают, и их становится все меньше. (Из граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, ежегодно умирают примерно 1500 человек.) Однако даже последний аргумент не убедил правительство, которое выступает против проекта в этой редакции и требует его доработать. По данным источников «Солидарности» в ГД, проект питерских законодателей может быть принят в первом чтении, а вот какие поправки в него внесут потом, никто не знает.

Авторы законопроекта также предлагают в случае смерти чернобыльских ликвидаторов оплачивать все ритуальные услуги в порядке и размере, определяемом для погибших военнослужащих, «по фактическим затратам», то есть компенсировать полную стоимость из госказны. Ведь люди, рискуя жизнью, выполняли свой служебный долг. Правительство РФ выступило против этой нормы, так как в июне Дума приняла поправку к ст. 14 закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», увеличивающую «фиксированное» пособие на погребение с 2000 до 8000 рублей — специально для чернобыльцев.

Напомним, что пособие на погребение выплачивается членам семей и лицам, взявшим на себя организацию похорон «граждан, умерших вследствие лучевой болезни, других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, и умерших инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы». Попытки законодателей вопреки сопротивлению правительства увеличить размеры «гробовых» призваны сохранить существовавшую прежде разницу в размерах пособий на погребение умерших чернобыльцев и соцпособий на погребение покойных из иных категорий «льготников». Ранее, с января 2009 года, был увеличен с 1000 до 4000 рублей размер соцпособия на погребение умерших граждан, установленного законом «О погребении и похоронном деле». Чтобы сохранить особый статус чернобыльцев, с учетом их заслуг перед обществом, решено увеличить пособие на погребение умерших чернобыльцев в такой же пропорции, что сохранит прежнюю дифференциацию в размерах этих пособий. Пока же (с января 2011 года) пособие на погребение умерших чернобыльцев с учетом индексации (4205 рублей) оказалось меньше простого соцпособия на погребение умерших граждан (4260 рублей).

Единый порядок выплаты денежных компенсаций могут установить всем членам семей умерших «чернобыльцев». В этом случае «чернобыльские» компенсации-льготы распространят на их вдов (вдовцов), не вступивших в повторный брак, и на других членов их семей, получающих пенсию из-за потери кормильца. Такой законопроект внесло в Госдуму Заксобрание Санкт-Петербурга.

Какие выплаты и льготы положены вдовам чернобыльцев в РФ

Если покойный супруг успел набрать необходимый стаж для назначения страховой пенсии, вдова может обратиться за страховыми выплатами, назначение которых регулируется законом № 400-ФЗ. Сумма выплат зависит от стажа супруга и набранного ИПК. При этом женщина должна доказать, что находилась у него на иждивении. Исключение составляет тот случай, когда вдова не работает и растит детей, сестер, братьев либо внуков умершего, которым еще нет 14 лет. В этом случае неважно, находилась женщина на иждивении у покойного или нет.

  • паспорт вдовы;
  • СНИЛС;
  • свидетельство о смерти супруга;
  • бумаги, удостоверяющие право женщины на получение пособия (удостоверение чернобыльца покойного супруга и т. д.);
  • свидетельство о бракосочетании;
  • справки, подтверждающие трудовую деятельность супруга (при обращении за страховыми выплатами);
  • бумаги, подтверждающие статус иждивенца при кормильце либо факт воспитания детей, братьев, сестер либо внуков покойного, которым еще не исполнилось 14 лет (для установления страховых выплат);
  • справка о том, что умерший не получал пенсии при возникновении права на нее (при обращении за страховым пенсионным жалованьем).
  • получение жилого помещения от государства (при условии, что семья встала в очередь до 2005 года);
  • скидки при оплате счетов за коммунальные услуги и капремонт (до 50%);
  • сниженная цена при оплате топлива для обогрева дома, а также транспорта, доставляющего топливо (до 50%);
  • возможность устроить детей в школьные и дошкольные организации и в санатории без очереди;
  • возможность получать денежную компенсацию на питание детей, посещающих общеобразовательные учебные заведения;
  • получение места в пансионате для престарелых без очереди.

Социальные выплаты по утере кормильца, которые регулируются законом № 166-ФЗ, не зависят от продолжительности срока труда покойного. Величина выплат составляет 125% от установленного размера соцпенсии. Если вдова при этом проживает на Крайнем Севере либо в иной местности с тяжелыми условиями климата, выплаты увеличиваются на установленный районный коэффициент. Если же она решит переехать туда, где климат мягче, надбавка будет отменена.

Чтобы получать выплаты, вдове нужно подтвердить, что муж ее действительно пострадал из-за чернобыльской аварии. Соответственно, надо либо предоставить его удостоверение ликвидатора последствий взрыва на атомной электростанции и военный билет с соответствующей записью, либо найти подтверждение того, что он работал на АЭС в тот период. Также необходимы заключения медиков, подтверждающие получение покойным супругом инвалидности либо заболеваний, вызванных облучением.

Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров, входящая в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие воздействия радиационного излучения, призвана компенсировать потерпевшим дополнительные расходы на приобретение продовольственных товаров в пределах суммы, определенной законодателем (Определение от 2 апреля 2009 года № 476-О-П). Данный вывод подтверждается тем, что первоначально социальная защита, направленная на обеспечение доступности для инвалидов-чернобыльцев полноценного рационального питания в условиях продовольственного дефицита предоставлялась в натуральной форме (за половину стоимости). В дальнейшем — с изменением социально-экономических условий — законодателем было принято решение о предоставлении этой меры социальной защиты в денежной форме, что позволяло ее получателям свободно распоряжаться соответствующей денежной суммой, расходуя ее не только на приобретение продовольственных товаров, но и на другие цели.

Рекомендуем прочесть:  График капитального ремонта дома по адресу москва

3. Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривает в рамках закрепленной им системы различные виды денежных выплат (ежемесячную денежную выплату, компенсации за вред здоровью, на оздоровление, на приобретение продовольственных товаров, компенсации работающим или осуществляющим предпринимательскую деятельность в зонах радиоактивного загрязнения, выплаты в повышенном размере пенсий и пособий и т.д.) и устанавливаемых в дополнение к ним мер социальной поддержки, которые направлены на создание для пострадавших граждан наиболее благоприятных (льготных) условий реализации конкретных прав и доступа к социально значимым благам и услугам (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2009 года № 17-П).

Соответственно, федеральному законодателю надлежит — с учетом требований Конституции Российской Федерации и основанных на них правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, — незамедлительно принять меры, направленные на устранение неопределенности нормативного содержания части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

По буквальному смыслу пункта 13 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предусмотренная им компенсация гарантируется гражданам из числа получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, что свидетельствует об адресном назначении данной выплаты, неразрывно связанной с личностью инвалида и призванной способствовать восстановлению и поддержанию его здоровья, а также для надлежащего исполнения им семейных обязанностей в отношении малолетних детей.

Таким образом, с учетом предписаний статей 36, 74, 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», часть четвертая статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» является предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу постольку, поскольку на ее основании решается вопрос об установлении членам семей умерших инвалидов-чернобыльцев, находившимся на их иждивении, ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров.

Размер пенсии вдове участника аварии на ЧАЭС в России 2022 году

Каждый человек, который является участником ликвидационных мероприятий на ЧАЭС, имеет право на получение пенсии по инвалидности. При этом не играет никакой роли, есть ли у претендента трудовой стаж или нет. По желанию чернобыльца ему может назначаться пенсия по старости, вместо положенных выплат по инвалидности.

руководствуясь статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, пунктом 3 части первой, частями третьей и четвертой статьи 3, частью первой статьи 21, статьями 36, 47.1, 74, 86, 96, 97 и 99 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»,

Пенсия по инвалидности назначается гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на ЧАЭС, в случае признания гражданина инвалидом I, II и III группы, независимо от продолжительности трудового стажа. Вместо пенсии по инвалидности указанные граждане могут получать пенсию по старости, а также эти лица могут получать обе пенсии.

Оставляя без удовлетворения требования В.Н. Фоминой о назначении ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, Железнодорожный районный суд города Рязани в решении от 11 апреля 2022 года исходил из того, что в силу части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» указанная выплата устанавливается членам семьи умершего инвалида-чернобыльца лишь в том случае, если они имели право на нее при жизни умершего, и что пункт 1 Правил предоставления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 907), не относит вдов инвалидов-чернобыльцев к лицам, имеющим право на данную компенсацию. Решение суда первой инстанции оставлено без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 15 июня 2022 года. Определением от 22 июля 2022 года судья Рязанского областного суда отказал В.Н. Фоминой в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

  1. Граждане, находившиеся на государственной должности в момент прохождения службы в Афганистане в 1980-х годах. При этом они должны полностью отработать установленный период или досрочно откомандироваться на основании какой-либо важной причины.
  2. Граждане, осуществлявшие обслуживание армейских частей РФ или Союза, которые расположены в пределах иностранной державы. Эта категория людей должна быть ранена, изувечена либо контужена при выполнении воинских обязанностей. Также к данной группе могут относиться люди, которые представлены к награде (медали, ордена РФ, СССР за участие в военных операциях).
  3. Лица, состоящие в лётном составе вооружённых сил, совершавших полёты по маршруту из СССР в Афганистан и в обратном направлении во время проведения боевых операций.
  4. Служащие армейских автотранспортных батальонов, осуществлявших перевозку грузов по афганской территории во время проведения боевых мероприятий.
  5. Военнослужащие начальственного и рядового корпуса МВД, лица в отставке и в запасе, принимающие участие в исполнении заданий Правительства по нахождению и ликвидации мин (траление и их уничтожение через подрывание) территорий Союза и соседних стран в 1945-1951 годах.
  6. Лица, состоящие на военной службе либо находящиеся в запасе, служащие МВД, которые приняли участие в военных действиях в составе боевых подразделений СССР или России.

14. По линии Пенсионного Фонда. Вдова с набором документов (справка о смерти, трудовые книжки, свидетельство о браке и т.д.) обращается в ПФ. Там все нужные документы отсканируют. В случае, если смерть не связана с заболеванием, полученным в ходе ликвидации аварии, у вдовы или родителей, а также других нетрудоспособных членов семьи умерших участников ЧАЭС размер пенсии по случаю потери кормильца составляет с 01.04.2022 г. – 5 961,35 руб. (с 1-го апреля каждого года индексируется). Это 125% от размера социальной пенсии по старости. Чтобы получать повышенную пенсию (200% от социальной пенсии по старости) с 01.04.2022 г. равную — 9538,17 руб. (с 1-го апреля каждого года индексируется) в обязательном порядке требуется предъявить: а). заключение МЭС, что смерть связана с Чернобылем б). заключение о смерти вследствие военной травмы. ПРИМЕЧАНИЕ. Как показывает анализ нашего (в Рязани) ПФ, повышенную пенсию никто не получает. Немаловажно знать, что пенсия по потере кормильца назначается (будет выплачиваться) с момента обращения в ПФ. Например, чернобылец умер 21 марта 2022 года. Если вдова обратится в ПФ за назначением пенсии в марте, то она получать ее будет со дня смерти мужа. Если она обратится, например, в любой день последующих месяцев, то пенсия будет начисляться с 1-го числа месяца, в котором она обратилась.

Области, находящиеся на контроле у специалистов даже с учетом того, что они не находятся под радиационным воздействием (зоны с правом на отселение). 4. Места, которые практически не были затронуты последствиями аварии на ЧАЭС (зоны с присвоенным льготным статусом). Положена ли пенсия по потере кормильца вдове чернобыльца? Разберемся далее.

Итак, чернобыльцами считают людей, пострадавших от аварии на ЧАЭС либо же занимавшихся ликвидацией её последствий. Такие граждане получают соответствующее удостоверение, которое подтверждает их статус. Они имеют право на множество льгот как материального, так и нематериального вида. Получателями льгот также могут стать их внуки и дети.

Если инвалид-чернобылец умирает – то компенсацию за него получают нетрудоспособные члены семьи, которые находились на иждивении. Но выплата происходит не в полном размере, а в той части, которая составляет разницу между полной суммой ежемесячной денежной компенсации и частью, которая приходилась на чернобыльца. Если иждивенцев несколько – то полученный остаток без доли умершего кормильца делится на количество иждивенцев.

Для того чтобы получить жилье, нужно не просто быть вдовой чернобыльца, но и действительно нуждаться в улучшении условий проживания. Также важным условием является постановка супруга в очередь на получение жилищного сертификата. Правила получения льготного жилья определены Постановлением № 153. Одиноко живущая женщина может претендовать на 33 квадратных метра. На двоих государством положены 42 квадрата жилплощади. Если количество проживающих близких родственников больше, на каждого определяется по 18 квадратных метров. Если в собственности женщины уже есть дом или квартира, она должна отказаться от имеющегося жилья в пользу государства, чтобы получить от него новую жилплощадь. Если же она желает сохранить имеющийся жилой объект, работники местной администрации помогут рассчитать разницу между положенными и имеющимися метрами. Именно эту разницу оплатит государство, если она не менее 18 квадратов.

  • Пункт 10 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная компенсация на питание с молочной кухни для детей до 3 лет, постоянно проживающих на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом:
    • детям первого года жизни — 639,15 руб.
    • детям второго и третьего года жизни — 555,78 руб.
    • Ежемесячные денежные выплаты
    • Материнский семейный капитал
    • Государственные социальные пособия
    • Ежемесячные выплаты на детей
    • Государственные стипендии
    • Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение
    • Социальные пенсии
    • Ежемесячные доплаты к пенсии
    • Ежегодные денежные выплаты
    • Единовременные денежные выплаты
    • Социальные субсидии
    • Компенсационные выплаты
    • Государственная социальная помощь
    • Региональный материнский капитал
    • Организация отдыха и оздоровления детей
    • Социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов
    • Обеспечение жильем граждан за счет бюджетных средств
    • Набор социальных услуг
    • Предоставление земельного участка гражданам
    • Налоговые льготы родителям на детей
    • Социальные льготы ветеранам
    • Социальные льготы бывшим несовершеннолетним узникам фашизма
    • Социальные льготы инвалидам
    • Социальные льготы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
    • Социальные льготы гражданам, имеющим особые заслуги и выдающиеся достижения
    • Социальные льготы гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС
    • Социальные льготы гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии на ПО «Маяк»
    • Социальные льготы гражданам, пострадавшим от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне
    • Социальные льготы гражданам из подразделений особого риска
    • Налоговые льготы пожилым гражданам (пенсионерам)
    Рекомендуем прочесть:  Если Приходит Задолженность На Человека Кто Прописан В Квартире Могут Ли Списать Имужествл

    14. По линии Пенсионного Фонда. Вдова с набором документов (справка о смерти, трудовые книжки, свидетельство о браке и т.д.) обращается в ПФ. Там все нужные документы отсканируют. В случае, если смерть не связана с заболеванием, полученным в ходе ликвидации аварии, у вдовы или родителей, а также других нетрудоспособных членов семьи умерших участников ЧАЭС размер пенсии по случаю потери кормильца составляет с 01.04.2022 г. – 5 961,35 руб. (с 1-го апреля каждого года индексируется). Это 125% от размера социальной пенсии по старости. Чтобы получать повышенную пенсию (200% от социальной пенсии по старости) с 01.04.2022 г. равную — 9538,17 руб. (с 1-го апреля каждого года индексируется) в обязательном порядке требуется предъявить: а). заключение МЭС, что смерть связана с Чернобылем б). заключение о смерти вследствие военной травмы. ПРИМЕЧАНИЕ. Как показывает анализ нашего (в Рязани) ПФ, повышенную пенсию никто не получает. Немаловажно знать, что пенсия по потере кормильца назначается (будет выплачиваться) с момента обращения в ПФ. Например, чернобылец умер 21 марта 2022 года. Если вдова обратится в ПФ за назначением пенсии в марте, то она получать ее будет со дня смерти мужа. Если она обратится, например, в любой день последующих месяцев, то пенсия будет начисляться с 1-го числа месяца, в котором она обратилась.

    Существует широкий перечень льгот. Льготы чернобыльцам в 2022 году остались неизменными по сравнению с прошлогодними выплатами. Так, к примеру, осталась выплата, предусматривающая сохранение прежнего уровня заработка при переводе на другую работу. Также деньги будут предоставляться на восстановление здоровья или же по временной нетрудоспособности.

    • удостоверение единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
    • удостоверение гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

    Финансирование расходов по оплате услуг на доставку компенсаций и других выплат, предусмотренных настоящим Законом, производится за счет средств федерального бюджета в пределах 1,5 процента выплаченных сумм компенсаций и других выплат без учета налога на добавленную стоимость. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

    Пенсия по потере кормильца вдове чаэс в 2022 году

    Для женщин, являющихся нетрудоспособными, подтвердивших свою родственную связь с умершим от заболевания полученного впоследствии техногенной катастрофы супругом, устанавливается выплата на основе социальных пенсий. Вдовам начисляется 125% от размера соц. пособий.

    При наличии двух и более иждивенцев – в размере ежемесячного пожизненного содержания пребывавшего в отставке судьи либо в размере ежемесячного пожизненного содержания судьи, которое в связи со смертью работавшего судьи исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных им в качестве судьи, независимо от его возраста на день смерти, «за вычетом доли, приходившейся на самого судью».

    • Зона отчуждения, радиационный фон которой сильно превышен, и находиться на ней строго запрещено.
    • Граждане, получившие лучевую болезнь по причине взрыва на ЧАЭС. Данная категория включает как обычных граждан, так и тех, кто непосредственно боролся с последствиями аварии.
    • Граждане, получившие инвалидность из-за случившейся катастрофы. В данную категорию входят обычные граждане, военнослужащие, военнообязанные. Также сюда включены работники ОВД и сотрудники всех пожарных служб, работавшие в зоне отчуждения. В данную категорию также входят граждане, выступавшие в качестве доноров косного мозга для больных, пострадавших от лучевой болезни. Трансплантационный период и время установления инвалидности во внимание не берется.
    • Гражданам, добровольно выехавшим из территории отселения. Дети эвакуированных граждан, которые в период аварии находились в утробе матери, тоже имеют право на ряд привилегий.
    • На соцпомощь могут рассчитывать и работники территорий, на которые распространялось право отселения.
    • Граждане, проживавшие в четвертой условной области (которая располагает льготным статусом);
    • Люди, проживавшие и трудившиеся в зоне, которая относится к территориям отселения.
    • Мигранты из области с правом отселения.

    Целевым назначением данного вида выплат является компенсация негативных последствий для здоровья, зафиксированных по причине вредного воздействия факторов техногенного и радиационного характера. При этом в большинстве случаев выплаты назначаются и гражданам, которые находились в радиусе возможного поражения, но негативные последствия для здоровья фактически выявлены не были.

    Начатая в России реформа предполагает изменение существующего порядка в части повышения возраста завершения трудовой деятельности. Чернобыльцев это нововведение не коснется. Порядок расчета возраста для них будет происходить по прежним стандартам. Предоставляемые чернобыльцам льготы и пенсии будут сохранены.

    Катастрофа, происшедшая в 1986 году на Чернобыльской атомной станции, оставила свой глубокий след в истории. Огромное число граждан как проживающих на зараженной территории, так и принимающих участие в ликвидации последствий, были подвержены заболеваниям, которые стали причиной получения инвалидности. Российское законодательство предусматривает ежемесячную финансовую помощь таким людям.

    Смерть единственного кормильца (мужа) может поставить жену в тяжелое моральное и материальное положение. Законодательством предусмотрена возможность улучшения финансового положения за счет пенсионных накоплений супруга. Однако процедура осуществляется при выполнении определенных условий.

    ​Для чернобыльцев действующим законодательством​Почту России (в почтовом​ учреждений, удостоверение опекуна​ года.​ исходя из этого,​ размера социальной пенсии.​ данной категории населения,​ инвалидом третьей группы.​ общеустановленного пенсионного возраста​ Белгородской, Орловской, Калужской,​ что пенсия будет​ соответствующим заявлением в​ этом, назначение второй​Следует отметить, что нетрудоспособными​ возраста выхода на​ на Чернобыльской АЭС,​ 166-ФЗ. Необходимым условием​ предусмотрен досрочный выход​ отделении по месту​ и т.д.).​Пенсии по государственному обеспечению​ можно рассчитать размер​Если​ пенсия была рассчитана​ В связи с​ и наличия необходимого​ Тульской и некоторых​ увеличена только с​ территориальный орган ПФР​ трудовой пенсии по​ членами семьи умершего​ пенсию производится в​ получают пенсии и​ для назначения пенсии​ на пенсию по​ жительства или на​Пенсионер данной категории получает​ можно оформить в​ пенсий на 2022​

    Вы не написали, имел ли ваш муж при жизни статус чернобыльца, если был, то все льготы сохраняются, пишите мне в личку, всё пошагово расскажу, а то, что экспертиза установила связь смерти с аварией, на это есть дополнительные выплаты, которые не выплачивают чернобыльцам умершим, например, сосулька на голову упала.

    Современные россияне не привыкли доверять государству. Многие распространяют слухи о том, что хоть пенсионный возраст льготным категориям граждан и не повысили, но зато сократили количество предлагаемых льгот. Спешим успокоить – понятие «чернобылец» также не претерпело изменения в законодательстве.

    Размер пенсии вдове участника аварии на ЧАЭС в России 2022 году

    В 2022 году Алексей Львович обратился в Пенсионный Фонд, полагая, что, согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» во взаимосвязи с подпунктом 1 пункта 2 его статьи 15 военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, он имеет полное право на получение двух пенсий: пенсии по инвалидности и страховой пенсии.

    Конституционный Суд в определении указывает, что военнообязанные, призванные на специальные сборы, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, были приравнены в сфере пенсионного обеспечения к инвалидам вследствие военной травмы, имеющим право на льготное пенсионное обеспечение. Причем критерием такого приравнивания выступает получение ими приведшего к инвалидности заболевания именно при исполнении обязанностей военной службы.

    Соответственно, такое уравнивание двух категорий граждан, изначально имеющих формально разный правовой статус, но в равной мере исполнявших обязанности военной службы, основано на равенстве их фактического положения, обусловленного тем, что ставший причиной инвалидности вред их здоровью был причинен при исполнении обязанностей военной службы, предполагавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

    Таким образом, с учетом предписаний статей 36, 74, 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», часть четвертая статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» является предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу постольку, поскольку на ее основании решается вопрос об установлении членам семей умерших инвалидов-чернобыльцев, находившимся на их иждивении, ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров.

    Судьи Верховного Суда Российской Федерации согласились с Алексеем Львовичем в том, что граждане, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы (служебные обязанности), если они стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, приравниваются к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, и имеют право на одновременное получение двух пенсий – пенсии по инвалидности по нормам Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».

    Выплаты вдовам участников аварии на ЧАЭС к 26 апреля в 2022 году

    • Пункт 4 части первой статьи 15 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация на питание ребенка в детских дошкольных учреждениях, специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа
    • 250,10 руб.
    • Пункт 1 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны проживания с правом на отселение в зависимости от времени проживания, работы:
    • с 26 апреля 1986 года — 678,58 руб.
    • со 2 декабря 1995 года — 169,64 руб.

    Дополнительно каждый регион России может устанавливать свои дополнительные льготы и компенсации, например, бесплатный проезд в общественном транспорте. Чтобы уточнить перечень льгот, следует обратиться в отдел социальной защиты населения по месту жительства.

    К ликвидаторам аварии на ЧАЭС предусмотрены особые условия предоставления льгот. Так, в 2022 году правительство планирует увеличить размеры выплат для данной категории граждан. В том числе повышение пособий предусмотрено для тех, кто получил инвалидность в ходе ликвидации последствий катастрофы.

    Настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

  • Мария
    Юридический опыт - 15 лет.
    Оцените автора
    Отвечает на юридические вопросы юрист с 15 летним стажем