Закон о похоронном деле 2022

Документ предполагает инвентаризацию мест захоронения, также уточняет собеседник «Ведомостей» в Госдуме. «Все кладбища, места захоронения и информацию о них внесут еще в один специальный реестр», – рассказывает он. Список сведений и форму паспорта объекта будут устанавливать уже на уровне подзаконных актов. Законопроект предлагает расширить круг лиц, ответственных за места захоронения, чтобы решить проблему брошенных могил. Ответственность могут возложить, например, на юридическое лицо, бывшее работодателем погребенного, централизованную религиозную организацию, лицо, которое осуществляет содержание государственного или муниципального кладбища, рассказывает источник.

Это не первая попытка привести в порядок законодательство о погребальном деле. Минстрой с 2022 г. предлагает внести поправки, разрешающие частные кладбища. В новом законопроекте такая форма, по данным источников «Ведомостей», упоминается: решение о создании частного места захоронения и правила его функционирования смогут принимать региональные власти.

Законопроект, по словам думского собеседника «Ведомостей», предлагает установить в качестве основания для осуществления деятельности по организации похорон юрлицами и индивидуальными предпринимателями (ИП) наличие разрешения, выданного уполномоченным органом субъекта Федерации в сфере похоронного дела (таким является, к примеру, ГБУ «Ритуал»). Подача заявок предусмотрена через региональные порталы госуслуг. Все получившие разрешение организации занесут в специальный реестр, где должны быть перечислены оказываемые ими услуги, а также и их стоимость, отмечает источник «Ведомостей».

Согласно действующему закону, похоронное дело может осуществляться только специализированными службами, созданными органами местного самоуправления. На практике, отмечают разработчики законопроекта, а также участники рынка, оказание ритуальных услуг стало видом предпринимательской деятельности. «Фактически сегодня услуги по организации похорон может выполнять любой желающий, поскольку четких стандартов погребения и регламентов ритуальных услуг нет», – говорит исполнительный директор Союза похоронных организаций и крематориев Елена Андреева, знакомая с ходом разработки проекта закона. «Когда случается беда, человек обращается в ритуальную компанию, она занимается подготовкой захоронения, а кладбища занимаются самим захоронением. Агентства выбирают гроб, транспорт и т. д. И на этом рынке работает кто попало, – признает проблему руководитель комиссии по вопросам похоронного дела Общественного совета Минстроя Павел Кодыш. – Отсюда огромное количество черных компаний. И дикое завышение цен [на ритуальные услуги]».

Депутатская инициатива предполагает ряд требований для внесения в реестр легальных «ритуальщиков»: регистрация юрлица или ИП, а также наличие оборудования и катафального транспортного средства, используемых для приема заказа на оказание соответствующих услуг. «В силу специфики про наши услуги заранее никто не хочет знать, психологическое состояние заказчиков усугублено стрессом, важно, чтобы было удобное информационное поле, где будет видно, в какие компании можно обратиться и выбрать удобную», – поясняет Андреева.

Новый законопроект подразумевает четкий реестр фирм с перечнем услуг и цен. На государственном портале будет подробно прописано, что и сколько стоит. Там же будет и реестр недобросовестных компаний. Доступность и прозрачность – главная задача нового законопроекта.

Никаких регламентов, никаких четких инструкций, да даже банально стандарта обязательных услуг сегодня в ритуальном бизнесе фактически не существует. Начиная с цвета гроба и заканчивая величиной ямы и местом на кладбище сегодня занимаются агенты – те, кто, по сути, просто зарабатывает деньги. Зачастую на чужом горе.

«На кладбище вызвали, на кладбище избили, сломали челюсть, разбили голову. В Тольятти у нас такая система: одна фирма занимается всеми копками в городе, все морги также через одну фирму проходят, сторонним организациям копать нельзя», — объяснил местный житель.

В сфере ритуальных услуг в скором времени ожидаются масштабные реформы. Сегодня стало известно, что прежний закон о погребении и похоронном деле будет отменен, а сами ритуальные услуги станут государственными. Для этого будет принят новый закон, который обяжет всех, кто занимается подобным бизнесом, получить специальное разрешение, которое будут выдавать уполномоченные органы.

Похороны в пару кликов через госпортал — инициатива, которую в Госдуме предложили сегодня. Это настоящая революция в сфере ритуальных услуг. Проект закона уже в ближайшее время внесут в нижнюю палату парламента. Главная задача не просто отрегулировать систему похоронного бизнеса, а очистить его от криминала и черных схем.

4. Погребение умерших (погибших), указанных в пунктах 1 и 3 настоящей статьи, осуществляется на воинских кладбищах, на воинских участках общественных кладбищ или на других местах погребения с учетом волеизъявления умершего (погибшего) либо пожелания супруга, близких родственников или иных родственников.

4. Информация о выплате социального пособия на погребение размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения. Размещение и получение указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

2. Действия по достойному отношению к телу умершего должны осуществляться в полном соответствии с волеизъявлением умершего, если не возникли обстоятельства, при которых исполнение волеизъявления умершего невозможно, либо иное не установлено законодательством Российской Федерации.

3. Социальное пособие на погребение выплачивается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти. Размер социального пособия на погребение определяется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Выплата социального пособия на погребение производится соответственно за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации.

Оплата расходов на оформление документов, необходимых для погребения умершего, перевозку умершего в морг, услуги морга; на предоставление гроба, урны, венка; на перевозку тела (останков) к месту погребения (кремации); на погребение (кремацию), изготовление и установку надгробия производится за счет средств федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых умерший (погибший) проходил военную службу (военные сборы, службу).

Похороны станут госуслугой

Документ предполагает полную замену действующего с 1996 года закона «О погребении и похоронном деле». Принятие его обновленной редакции давно назрело, считает замглавы комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов. «Защита прав граждан, потерявших близких, формирование ясного понятийного аппарата и достижений цифровизации применительно к отрасли, обеспечение государственного надзора и пресечение противоправных действий со стороны всех участников процесса – вот только некоторые задачи нового закона», — отметил он.

«В силу специфики про наши услуги заранее никто не хочет знать, психологическое состояние заказчиков усугублено стрессом, важно, чтобы было удобное информационное поле, где будет видно, в какие компании можно обратиться и выбрать удобную», — отметила Андреева.

«Когда случается беда, человек обращается в ритуальную компанию, она занимается подготовкой захоронения, а кладбища занимаются самим захоронением. Агентства выбирают гроб, транспорт и т.д. И на этом рынке работает кто попало. Отсюда огромное количество черных компаний. И дикое завышение цен», — констатирует глава комиссии по вопросам похоронного дела Общественного совета Минстроя Павел Кодыш.

Рекомендуем прочесть:  Как получить а категорию если есть в

Согласно действующему закону, похоронное дело может осуществляться только специализированными службами, созданными органами местного самоуправления. На практике, как указали авторы законопроекта и участники рынка, оказание ритуальных услуг стало видом предпринимательской деятельности.

Не исключено, что в рамках работы над инициативой органам местного самоуправления также дадут право устанавливать тарифы на содержание кладбищ, подготовку и закапывание могил, установку и демонтаж надгробий, уход за местом захоронения и т.п. Сейчас цены на рынке не регулируются.

5. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров. Размер земельного участка для Федерального военного мемориального кладбища определяется исходя из предполагаемого количества захоронений на нем и может превышать сорок гектаров. Участок земли на территории Федерального военного мемориального кладбища для погребения погибшего (умершего) составляет пять квадратных метров и предоставляется бесплатно. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника (пункт в редакции Федерального закона от 21 апреля 2005 года N 36-ФЗ — см. предыдущую редакцию).

3. Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области погребения и похоронного дела, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1_2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

3. Места погребения погибших при защите Отечества, являющиеся воинскими захоронениями, могут быть перенесены только по решению органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации от 14 января 1993 года N 4292-I «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества».
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2022 года Федеральным законом от 30 апреля 2022 года N 119-ФЗ)

1. Для предания тел умерших огню (кремации) с соблюдением того или иного обряда погребения на отведенных участках земли в соответствии с настоящим Федеральным законом сооружаются крематории. Крематории могут находиться в ведении органов местного самоуправления (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

1. Законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Как получить пособие на погребение

Региональные пособия. Каждый субъект РФ имеет право установить на своей территории дополнительное пособие в связи с погребением. Его заплатят из регионального бюджета. Это необязательное правило, и такие выплаты есть не в каждом регионе. Называться они могут по-разному.

Вместо пособия на погребение после похорон военнослужащего и военного пенсионера можно получить компенсацию понесенных расходов. Расходы возместят по чекам на ритуальные услуги, но больше определенной суммы не заплатят — 28 178 Р по Москве и Санкт-Петербургу и 20 350 Р по остальной России. Дальше я расскажу об этих выплатах подробнее.

При рождении мертвого ребенка. Пособие на погребение выплачивают и в том случае, если ребенок родился мертвым. Свидетельство о смерти в этом случае не выдают. Пособие можно получить, если срок беременности был больше 154 дней — это 22 недели или чуть больше пяти месяцев.

Игорь, — Дядя Мойше, что таки ви можете сказать за пирамиду МММ? Это прибыльно? — Сёма, не смеши мне мозг! Самая большая пирамида это таки пенсионный фонд России! Вкладываются все, а получают выжившие.
Источник: https://anekdotdom.ru/nacionalnye-anekdoty/1892-anekdot-djadja-mojshe-chto-taki-vi-mozhete-skazat-za-piramidu-mmm.html

Мария, нет, читайте местные законодательные акты. В черте города кладбища закрыты. Хоронить нельзя. Понятно почему? Места нет, разрастаться некуда. Справа метро, слева ЖК, позади шоссе. Куда? Поэтому хоронить официально (точнее подхоранивать) можно только родственников первого порядка — супруги, родители, дети.

Выплата пособия на погребение в 2022 году

  • с 01.01.2022 по 31.01.2022 — 6 424, 98 руб. (Постановление Правительства РФ от 28.01.2022 № 73);
  • с 01.02.2022 — 6964,68 руб., законодательно это пока не оформлено: бюджет только на утверждении. Предположительно Постановление Правительства с коэффициентом индексации пособий 1,084, будет опубликовано в январе 2022 года.

В 2022 году, несмотря на переход всех работодателей на систему прямых выплат из ФСС, пособие на погребение по-прежнему выплачивает работодатель с последующим возмещением выплаченных сумм из ФСС. Для получения возмещения работодатель представляет в фонд справку о смерти и заявление о возмещении расходов на выплату пособия.

К примеру, при выплате пособия на погребение на умершего пенсионера, не работавшего на день смерти, потребуется представить трудовую книжку усопшего — в качестве документа, подтверждающего факт отсутствия работы пенсионера на день смерти. А в случае смерти безработного (не пенсионера), потребуется справка из службы занятости — документа, подтверждающего факт отсутствия работы на день смерти.

Пособие на погребение — фиксированная выплата, на которую вправе рассчитывать близкий родственник, представитель умершего или любой человек, фактически понесший расходы, связанные с погребением. Где получить это пособие? Какие нужны документы? Какой размер пособия на погребение в 2022 году? Ответы на эти и другие вопросы — в этом материале.

ФСС принимает решение в течение 10 рабочих дней со дня получения документов и не позднее 2 рабочих дней перечисляет деньги на расчетный счет работодателя (п. 13, п. 16 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2022 году страхового обеспечения, утв. Постановлением Правительства от 30.12.2022 № 2375).

Закон о похоронном деле 2022

1_1. В случае возложения завещателем на одного или нескольких наследников по завещанию или по закону обязанности по осуществлению погребения завещателя в соответствии с его волей (статья 1139 Гражданского кодекса Российской Федерации) приоритет имеет волеизъявление умершего, выраженное в завещании.
(Пункт дополнительно включен с 1 сентября 2022 года Федеральным законом от 23 мая 2022 года N 117-ФЗ)

2. Порядок деятельности Федерального военного мемориального кладбища определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

Рекомендуем прочесть:  Ипотека в сбербанке при рождении второго ребенка

Федеральное военное мемориальное кладбище предназначено для погребения и увековечения памяти лиц, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, имевших особые заслуги перед государством. Перечень особых заслуг перед государством лиц, которые могут быть погребены на Федеральном военном мемориальном кладбище, определяется Правительством Российской Федерации. Федеральное военное мемориальное кладбище находится в ведении федерального органа исполнительной власти в области обороны (абзац дополнительно включен Федеральным законом от 21 апреля 2005 года N 36-ФЗ).

бюджетов субъектов Российской Федерации — в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 30 июля 2012 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года N 138-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 года. — См. предыдущую редакцию)

2) сотрудники органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, умершие вследствие ранения, контузии, заболевания в связи с осуществлением служебной деятельности;

А вообще это подачка! Человек всю жизнь работал,отчислял налоги,в том числе в пенсионный фонд.Он умирает,не дожив до 65 лет.Могли бы узаконить этот вариант,заплатив семье умершего тысяч пятьсот,на достойные похороны! А куда уходят деньги(накопительная часть) ? Правильно!-в карман вороватых чинуш.

С местами на кладбище история мутная. В Московской области было так. Организатор похорон из гос. учреждения рассказал, на каком кладбище сейчас выделяют места, и дал телефон смотрителя кладбища. Я приехал на кладбище. Смотритель говорит: «Вот тут места по 90 тыс. руб. Здесь, похуже, за 70 тыс. Если хотите в той части кладбища, которая прямо у входа, и где плотно распределено уже все — там от 200 тыс.» За эту сумму дают само место, копают могилу, опускают гроб, закапывают, ставят самую простенькую ограду. Документов не оформляли — просто наличными смотрителю. Непонятно, что за бесплатные места обещает государство.

  1. граждан, которые получили лучевую болезнь, другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году или работами по ликвидации ее последствий;
  2. граждан, которые получили лучевую болезнь, другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие аварии на ПО «Маяк» в 1957 году и сбросов радиоактивных отходов в реку Течу;
  3. людей, получивших инвалидность вследствие чернобыльской катастрофы или аварии на ПО «Маяк».

В Москве при похоронах участников ВОВ можно получить дополнительную компенсацию расходов на ритуальные услуги через органы соцзащиты. Эту компенсацию дают вместе с пособием на погребение и компенсацией расходов через военкомат. Если реальные расходы будут больше этих выплат, правительство Москвы может возместить еще 40 551 Р .

Однако суды не всегда так категоричны: если причина уважительная, а срок пропущен незначительно, могут и восстановить. Например, в Саратове суд восстановил срок на обращение за пособием на погребение женщине, которая из-за болезни обратилась в ПФР с опозданием на три дня. Но лучше, конечно, уложиться в полгода и не ходить по судам.

Признаны террористическими организациями : «Исламское государство» (другие названия: «Исламское Государство Ирака и Сирии», «Исламское Государство Ирака и Леванта», «Исламское Государство Ирака и Шама»), «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»),«Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Движение Талибан», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), Джебхат ан-Нусра (Фронт победы)(другие названия: «Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам» (Фронт поддержки Великой Сирии), Всероссийское общественное движение «Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского», Международное религиозное объединение «АУМ Синрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph)

Депутат подчеркнул, что необходимо создать единые требования к специализированным службам и сформировать ясный понятийный аппарат для функционирования отрасли и пресечения противоправных действий со стороны всех участников процесса. Отмечается, что недобросовестным ритуальным предприятиям необходимо противопоставить четкое распределение полномочий между регионами и муниципалитетами, а организациям нужно представить четкие правила работы.

По словам Пахомова, не все озвученные им меры на данный момент отражены в законопроекте, однако работа над ним продолжится. Он уверен, что необходимо реформировать отрасль полностью. Отмечается, что позиция комитета по строительству и ЖКХ и позиция Государственной думы будут сформированы в процессе работы над документом и обязательно будут содержать ответы на обозначенные выше вопросы.

Сообщения и материалы информационного издания Daily Storm (зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.07.2022 за номером ЭЛ №ФС77-70379) сопровождаются гиперссылкой на материал с пометкой Daily Storm.

«Наша задача сделать ее максимально прозрачной и понятной для всех. При подготовке новых правил мы обязательно должны обеспечить защиту прав граждан, потерявших близких. Базовый бесплатный пакет услуг, предоставляемых государством, должен быть достаточным. Создание прозрачной, понятной и доступной единой ценовой политики — в нашем приоритете», — цитирует его пресс-служба.

Действие абзаца шестого пункта 3 статьи 9 и абзаца первого пункта 1 статьи 10 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2022 г. в части индексации исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, размеров возмещения стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, и социального пособия на погребение

Закон определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем захоронения тела (останков) умершего в могилу, склеп, воду или кремации с последующим захоронением урны с прахом.

Местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов власти в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.

Действие абзаца шестого пункта 3 статьи 9 и абзаца первого пункта 1 статьи 10 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2022 г. в части индексации исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, размеров возмещения стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, и социального пособия на погребение

Федеральный закон регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает: гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в РФ как самостоятельного вида деятельности.

Рекомендуем прочесть:  Ипотека В 2022 Году Последние Новости На Осень

Именно в этом — в четкой регламентации государственного контроля над похоронным делом — и заключается основная концепция законопроекта, подчеркнул депутат. Государство должно иметь действенные рычаги для защиты граждан — в данном случае родственников, которые на фоне семейного горя организуют похороны. Законопроект сейчас находится в окончательной стадии подготовки.

Еще один важный для всех пункт: если прежний закон имел серьезные пробелы в части регламентации оборота участков для захоронения, в новом предполагается передать региональным властям полный контроль над организацией и выделением этих участков. «Подход будет разумный и гибкий в зависимости от того, мегаполис это или сельская местность, — отмечает Михаил Терентьев. — В любом случае контроль над оборотом участков для захоронения будет осуществлять ответственное уполномоченное лицо».

— Законодательство, которое действует сейчас, было принято достаточно давно, в середине 1990-х годов, — поясняет Михаил Терентьев. — В нем множество пробелов. Контроль над этими моментами там предусмотрен, но размыт: в одних случаях контроль за муниципалитетом, в другом — за властями региона. Наша задача сейчас — внимательно подойти к этому вопросу и разграничить полномочия между субъектовыми властями и местным самоуправлением.

В нынешней правовой ситуации отличить добросовестные компании от тех, с которыми лучше не связываться, трудно: ведь почти всегда похороны состоятся — другой вопрос, сколько лишних денег с родственников за это возьмут. По словам депутата, чаще всего встречается навязывание дополнительных услуг по погребению. Копка могил, земляные работы, установка надгробий, работа катафалков — все это находится в известном смысле в «серой» зоне. А заключение контрактов — и вовсе зачастую в «черной»: все знают, что похоронные агенты появляются в доме, где произошла беда, едва ли не быстрее «скорой» и полиции. А значит, налицо утечка персональных данных, лучше защитить которые также призван новый закон о похоронном деле.

Документ вводит четкие требования к компаниям ритуальной отрасли — в том числе критерии приема заказов: за навязывание услуг, их низкое качество, а также за отказ в предоставлении услуг из гарантированного списка будет введена ответственность. Прием заявок на организацию похорон, техническое оснащение похоронных компаний — все это будет регламентировано, отмечает законодатель.

Требуется законодательное решение проблемы незаконной передачи данных об умерших, когда убитые горем люди вынуждены отражать «атаки» десятков похоронных агентов. В отдельных, прежде всего столичных городах существует проблема дефицита земель для создания мест захоронения.

Он обозначил основные проблемы, которые существуют в отрасли сегодня: это качество оказания ритуальных услуг и ценовая политика, доступность услуг для социально незащищенных категорий населения, проблема надлежащего содержания кладбищ. Также нуждаются во внимании вопросы отсутствия квалифицированных кадров и устаревшего материально-техническое оснащения похоронных организаций.

Не вижу смысла сегодня косметически править действующий уже 25 лет закон, надо концептуально реформировать эту отрасль, ставя ее на общефедеральную правовую основу. В этом я авторов текста законопроекта поддерживаю. Будем работать над этим законопроектом, подчеркнул парламентарий.

Пахомов видит задачу законодателей в защите прав граждан, потерявших близких. Также необходимо создать достаточный базовый бесплатный пакет услуг, предоставляемых государством, либо объем компенсации таких услуг. Нужны прозрачная, понятная и доступная единая ценовая политика, единые требования к специализированным службам.

Также для работы отрасли и пресечения противоправных действий всех участников процесса требуется формирование ясного понятийного аппарата. Необходим единый механизм входа юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на рынок ритуальных услуг, а недобросовестным ритуальным организациям нужно противопоставить четкое распределение полномочий между регионами и муниципалитетами, дать бизнесу понятные правила работы.

Похороны станут госуслугой

«Когда случается беда, человек обращается в ритуальную компанию, она занимается подготовкой захоронения, а кладбища занимаются самим захоронением. Агентства выбирают гроб, транспорт и т. д. И на этом рынке работает кто попало, — признает проблему руководитель комиссии по вопросам похоронного дела Общественного совета Минстроя Павел Кодыш. — Отсюда огромное количество черных компаний. И дикое завышение цен [на ритуальные услуги]».

В сентябре 2022 г. правительство России уже рекомендовало регионам провести инвентаризацию кладбищ к 2026 г. и разместить на порталах государственных и муниципальных услуг созданные по ее итогам реестры мест захоронений. До этого в России подобные решения не принимались. «Инвентаризация необходима, чтобы планировать работу по содержанию мест захоронения. Большое количество кладбищ не кадастрировано, не оформлены процедуры по инвентаризации, это все большая проблема», — говорит Андреева. Фонд «Хамовники» в 2022 г. оценивал количество бесхозных кладбищ в 85−90%.

Не исключено, что в рамках работы над инициативой органам местного самоуправления также дадут право устанавливать тарифы на содержание кладбищ, подготовку и закапывание могил, установку и демонтаж надгробий, уход за местом захоронения и проч., говорит источник в Госдуме. Сейчас цены на рынке не регулируются. «Согласно положению законопроекта, федеральное регулирование будет общим, а содержательная часть будет определяться на уровне региона: цены будут сформированы с учетом специфики региона, например климатических условий», — подчеркивает Андреева.

Законопроект предлагает расширить круг лиц, ответственных за места захоронения, чтобы решить проблему брошенных могил. Ответственность могут возложить, например, на юридическое лицо, бывшее работодателем погребенного, централизованную религиозную организацию, лицо, которое осуществляет содержание государственного или муниципального кладбища, рассказывает источник.

Депутатская инициатива предполагает ряд требований для внесения в реестр легальных «ритуальщиков»: регистрация юрлица или ИП, а также наличие оборудования и катафального транспортного средства, используемых для приема заказа на оказание соответствующих услуг. «В силу специфики про наши услуги заранее никто не хочет знать, психологическое состояние заказчиков усугублено стрессом, важно, чтобы было удобное информационное поле, где будет видно, в какие компании можно обратиться и выбрать удобную», — поясняет Андреева.

Авторы документа — депутаты «Единой России» — пояснили РИА Новости, что сегодня в этой сфере существуют проблемы с качеством оказания услуг, ценами, доступностью для социально незащищённых категорий населения. Также отмечается проблема содержания кладбищ, отсутствие квалифицированных кадров и устаревшее материально-техническое оснащение похоронных организаций.

В середине февраля сообщалось, что власти намерены зафиксировать стоимость основных ритуальных услуг. К ним отнесут: оформление документов, предоставление гроба и других необходимых предметов, подготовку тела умершего, его транспортировку, захоронение или кремацию. Также проект предполагает, что предельные цены устанавливаются на обустройство могил и на уход за ними.

Мария
Юридический опыт - 15 лет.
Оцените автора
Отвечает на юридические вопросы юрист с 15 летним стажем