Субсидиарная ответственность после исключения из егрюл

Содержание

Новые положения о субсидиарной ответственности руководителей и участников организаций

Многие недобросовестные предприниматели использовали (и продолжают использовать) данный способ для бесплатного и быстрого закрытия ненужной им организации. Они просто «забрасывают» ее и открывают новое юрлицо. До недавнего времени государство «сквозь пальцы» смотрело на эти действия. Однако в последние 10 лет все больше и больше аферистов стало прибегать к этому методу, уклоняясь от расчетов с кредиторами и уходя от оплаты налогов.

Для привлечения к субсидиарной ответственности граждан, заявитель, как и прежде должен доказать, что они действовали неразумно и недобросовестно. Следовательно, кредитор обязан указать в иске на подобные действия. При этом, как констатировал ВАС РФ в своем Постановлении № 62 от 30.07.2022 года, возможность наступления негативных последствий для организации в результате деятельности директора или другого контролирующего лица далеко не всегда говорит о неразумности или недобросовестности его действий. Бизнес — это риск, поэтому негативные последствия всегда сопутствуют предпринимательству. На этот же момент указал и Пленум ВС РФ в своем Постановлении № 25 от 23.06.2022 года.

Исключение из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц

скрывал информацию о совершенной им сделке от участников юридического лица (в частности, если сведения о такой сделке в нарушение закона, устава или внутренних документов юридического лица не были включены в отчетность юридического лица) либо предоставлял участникам юридического лица недостоверную информацию в отношении соответствующей сделки;

Конечно же, смущает присутствие в законе слова «может», т.е. у ФНС нет обязанности это сделать (и уж тем более, в какие-то определенные сроки — ведь закон останвляет за рамками правового регулирования вопросы о порядке и сроках выявления таких организаций), а есть лишь право. Поэтому даже при наличии такого административного рычага фактически можно ждать исключения своей фирмы из ЕГРЮЛ годами.

Прекращение недействующего юрлица

— требования кредиторов третьей очереди по основной сумме задолженности, возникшие вследствие правонарушения, за совершение которого вступило в силу решение о привлечении должника или его должностных лиц, являющихся либо являвшихся его единоличными исполнительными органами, к уголовной, административной ответственности или ответственности за налоговые правонарушения, в том числе требования об уплате задолженности, выявленной в результате производства по делам о таких правонарушениях, превышают на дату закрытия реестра требований кредиторов 50% общего размера требований кредиторов третьей очереди по основной сумме задолженности включенных в реестр требований кредиторов.

В то же время с 28.06.17 г. благодаря вступлению в силу Федерального закона от 28.12.16 г. N 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 488-ФЗ) ситуация изменится. Во-первых, с указанной даты в ЕГРЮЛ будут включаться сведения о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица, а также о проводимых в отношении юридического лица процедурах, применяемых в деле о банкротстве, на что указывает п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ, обновленный Законом N 488-ФЗ. Во-вторых, при наличии у налоговых органов таких сведений они не смогут принимать решение об исключении организации из ЕГРЮЛ, на что указывает обновленный п. 2 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ.

Рекомендуем прочесть:  Как в трудовой книжке сделать запись недействительной

2 Февраля 2022Комментарий к Федеральному закону от № 488 ФЗ об исключении юридических лиц из ЕГРЮЛ

Благодаря поправкам, которые внесены комментируемым законом в ряд нормативных актов, у кредиторов появится возможность добраться до выгодоприобретателя должника через все юридические конструкции между ним и оболочкой бизнеса.

В конце декабря 2022 года был принят Госдумой и подписан Президентом РФ закон о субсидиарной ответственности по долгам компаний – Федеральный закон от 28.12.2022 № 488‑ФЗ [1] (далее – Закон № 488‑ФЗ). По сути, этот закон – сигнал всем участникам делового оборота, что безнаказанно уклоняться от долгов ни у кого больше не получится.

После исключения компании из ЕГРЮЛ руководство ответит по её долгам личным имуществом

В июле 2022 года Закон об ООО был дополнен новым правилом взыскания долгов с бывшего руководства ООО, которое было исключено из ЕГРЮЛ как недействующее юр. лицо (п. 3.1 ст. 3). Новые правила начинают активно применяться пострадавшими кредиторами, а исключение из ЕГРЮЛ перестает быть легким способом бросить компанию с долгами. Проведем анализ новых норм с учетом свежей судебной практики.

Таким образом, кредиторы получили право на прямой иск от кредитора к субсидиарному ответчику, связанное с правом, которое было у юридического лица и ранее, но отсутствовала возможность реализации такого права для недействующего юридического лица.

Расширяем границы ответственности: новые поправки в закон о банкротстве

Вот только баланс интересов должников и кредиторов смещается в сильной зависимости от экономической ситуации. В последние несколько лет — активно в пользу кредиторов. Более того, в основном, в пользу одного кредитора – ФНС. Достаточно вспомнить некоторые поправки, внесенные в 2022 — 2022 годах, в соответствии с которыми:

В 1992 году был принят первый закон о банкротстве. Поскольку на тот момент опыт ведения бизнеса был не велик, а для развития предпринимательской деятельности требовались комфортные условия, закон сделали максимально «продолжниковским», слабо защищающим интересы кредиторов.

Привлечение директора-участника к субсидиарной ответственности после исключения ООО из ЕГРЮЛ

ООО имело долг по зарплате более 3-х месяцев, подтвержденный решением суда. 21.09.2022 г. ООО было исключено налоговой как недействующее (п.1 ст. 21.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Как видно из ст. 3 ФЗ «Об ООО» для привлечения директора-участника к субсидиарной ответственности необходимо доказывать, что он действовал неразумно или недобросовестно. В Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2022 N 62 «О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица» приведены примеры недобросовестности и неразумности, однако для этого необходимо исследовать сделки должника-ООО, что довольно затруднительно. В моём случае директор не исполнил обязанность по подаче заявления о признании ООО банкротом — ст.9 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (долг по зарплате не погашенный в течении более трех месяцев), как Вы думаете коллеги, может ли это являться неразумным или недобросовестным поведением, достаточным для привлечения к субсидиарной ответственности?

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Нуждаюсь в правовых советах/суд. практике по п. 3.1 ст. 3 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»: «исключение общества из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц для недействующих юридических лиц, влечет последствия, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации для отказа основного должника от исполнения обязательства. В данном случае, если неисполнение обязательств общества (в том числе вследствие причинения вреда) обусловлено тем, что лица, указанные в пунктах 1 — 3 статьи 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, действовали недобросовестно или неразумно, по заявлению кредитора на таких лиц может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам этого общества

Рекомендуем прочесть:  Льготы Пенсионерам По Налогу На Автомобиль В 2022 Году Спб

Субсидиарная ответственность по долгам компаний выходит за пределы банкротства

Еще одно новое основание для субсидиарной ответственности наступает после того, как компанию исключили из ЕГРЮЛ как недействующую (для этого достаточно 1 год не сдавать отчетность и не проводить операции по счету). Если у фирмы при этом остались долги из-за недобросовестного или неразумного поведения управленцев – кредиторы могут привлечь их к ответу.

Закон отвечает на вопрос, что делать кредитору, если должник набрал долгов и бесследно исчез. Недобросовестных бенефициаров компаний можно будет заставить отвечать по ее долгам после конкурсного производства или даже тогда, когда на банкротство нет денег. Так гласит закон, который вчера в третьем чтении приняла Госдума. За брошенные фирмы-однодневки тоже придется платить. А добросовестные кредиторы получат новые возможности «проколоть» корпоративную вуаль должника, который причинил им убытки неразумными или недобросовестными действиями.

Субсидиарная ответственность после исключения из егрюл

Исключение брошенного ООО из ЕГРЮЛ не означает списание всех долгов. Субсидиарная ответственность предусмотрена законом для руководителя, учредителя и иных лиц, которые имеют возможность определять действия ООО.

Ликвидация ООО — многоэтапная и длительная процедура, требующая денежных и временных затрат.
Нежелание проходить ликвидацию понятно. Когда принято решение отказаться от бизнеса или закрыть ненужное ООО или когда бизнес оказался неэффективным – вряд ли захочется снова тратить время и деньги. Проще рискнуть и бросить фирму.
Так ли это? Разберем подробнее.

Особенности субсидиарной ответственности учредителя ООО в 2022 году

  1. Подтверждение банкротства организации.
  2. Признание учредителя лицом контролирующим.
  3. Наличие действий (бездействий) учредителя, ставших причиной банкротства.
  4. Принятие судебного решения о привлечении к субсидиарной ответственности.

Привлечение к субсидиарной ответственности допустимо в течение трехлетнего периода с момента, когда кредитору стало известно о наличии должных оснований, но не позже трех лет с момента признания банкротства организации.

Субсидиарная ответственность после исключения из егрюл

С 28.06.2022г. вступают в силу изменения в законодательство касающиеся ответственности руководителей и учредителей обществ с ограниченной ответственности, а именно изменения в законодательство существенно расширяют возможности привлечения к субсидиарной ответственности физических лиц, контролирующих должника, в частности:

2. Кроме того, привлекать к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц теперь можно будет даже после завершения процедуры конкурсного производства, а именно в течение 3 лет со дня, когда лицо, имеющее право на подачу такого заявления, узнало об основаниях для привлечения должника к субсидиарной ответственности. Ранее после завершения процедуры банкротства долги считались погашенными.

Субсидиарная ответственность за брошенные ООО

С учетом озвученных сомнений наиболее реалистичным вариантом остается предъявление требований последним указанным в ЕГРЮЛ лицам в надежде, что под угрозой личных имущественных потерь они укажут на реальных собственников компании. Наиболее результативный вариант, как показывает практика, — при совпадении участника и директора исключенного должника.

При этом закон в качестве субсидиарных ответчиков указывает тех лиц, именно по вине которых не исполнено конкретное обязательство Общества. Вполне возможна ситуация, когда обязательство было не исполнено по вине одного директора, а при исключении из Реестра эту должность в компании занимало уже другое лицо.

О субсидиарной ответственности за «брошенную» компанию

Как будет на практике работать дополнительные новые нормы пока неизвестно. Про второе изменение добавлю, что это фактически санкция за неправомерное с точки зрения налогового органа поведение, под которую может, например, попасть и законопослушная компания, которая просто не находится по адресу своей регистрации, не получает почту и т.п.

В соответствии с частью 3.1. статьи 3 Закона «Об ООО» (с 28 июня 2022 года) такое исключение из ЕГРЮЛ («брошенная компания») рассматривается как отказ должника от исполнения обязательств. Таким образом, после исключения компании из ЕГРЮЛ, кредиторы (в том числе и налоговики) получают право истребовать долги Общества перед ними от контролирующих это Общество лиц (руководителей, учредителей).

Рекомендуем прочесть:  Какие льготы предусмотрены для ветеранов труда в челябинске

Субебная практика привлечение к субсидиарной ответственности без банкротства

В этой статье мы прокомментируем недавно (28.12.2022 г.) принятый закон за номером 488-ФЗ, которым вносятся изменения в ФЗ от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью”, в ФЗ от 08.08.2022 г. № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”, и в ФЗ от 26.10.2022 г. № 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”. Большая часть его статей вступают в силу 01.07.2022 г. и касаются расширения возможности заинтересованных лиц обращения с заявлениями в арбитражный суд с целью привлечения к субсидиарной ответственности, а также ответственности в виде взыскания убытков с руководителей и собственников (выгодоприобретателей) организаций. Кроме того, в июле 2022 года вышел обзор важнейших процедурных изменений в частях первой и второй статьи “Изменения в Законе о банкротстве по субсидиарной ответственности”.

В корпоративное законодательство – ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью” – Федеральным законом 488-ФЗ внесена статья 3.1 о возможности привлечения к субсидиарной ответственности лиц, ранее контролировавших деятельность общества, которое было принудительно ликвидировано налоговым органом в связи с отсутствием признаков действующего лица. Сам термин “субсидиарная ответственность” и все основания для ее применения описывались ранее в указанной статье. Субсидиарная ответственность без банкротства Данные изменения можно назвать кардинальными, поскольку любым заинтересованным лицам позволено подавать заявление о привлечении к субсидиарной ответственности участников и руководителей обществ. Правда, касается это только тех юридических лиц, которые были исключены из ЕГРЮЛ в связи с непредставлением отчетности и отсутствием движения денег по счетам в течение года до такого исключения.

Субсидиарная ответственность после исключения из егрюл

Третий вопрос – вопрос о возможности прямого применения абз. 2 п. 3 ст. 56 ГК РФ. Если следовать принципу lex specialis derrogat generali, то можно предположить, что применение этой общей нормы Гражданского кодекса РФ возможно лишь только через посредство специальной нормы – п. 6 ст. 10 Закона № 127- ФЗ.

Контролирующие должника лица солидарно несут субсидиарную ответственность по денежным обязательствам должника и (или) обязанностям по уплате обязательных платежей с момента приостановления расчетов с кредиторами по требованиям о возмещении вреда, причиненного имущественным правам кредиторов в результате исполнения указаний контролирующих должника лиц или исполнения текущих обязательств при недостаточности его имущества, составляющего конкурсную массу ( п. 4 ст. 10 Закона № 127- ФЗ ). Заявление о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности рассматривается арбитражным судом в деле о банкротстве должника. Такое заявление может подать в ходе конкурсного производства арбитражный управляющий по своей инициативе либо по решению собрания кредиторов или комитета кредиторов.

Последствия исключения юридического лица из ЕГРЮЛ

Следует отметить, что внесение записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности организации — это лишь фиксация государственным органом завершения процедуры ликвидации. Сама же процедура ликвидации может быть инициирована, в силу статьи 61 ГК РФ, различными субъектами (кредиторами, государственными органами, участниками организации и т. д.) и преследовать различные цели. Соответственно, принимая во внимание инициаторов ликвидации и преследуемые ими цели, можно говорить о негативности либо, наоборот, желательности наступления ее последствий.

Так, в силу пункта 3 статьи 3 ФЗ № 14 при исключении ООО-должника из реестра такое ООО признается отказавшимся от своих обязательств. Таким образом, кредитор вправе потребовать не только погасить долги за счет имущества ООО, но и привлечь к субсидиарной ответственности руководителей (иных ответственных лиц ООО) по долгам, если те действовали недобросовестно.

Мария
Юридический опыт - 15 лет.
Оцените автора
Отвечает на юридические вопросы юрист с 15 летним стажем