Возмещение вреда вдовам чернобыльцев

Содержание

Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью

Выплата денежной компенсации инвалидам производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами, которым федеральным законом о федеральном бюджете предусмотрены денежные средства на выплату указанной денежной компенсации. Денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, а при пересмотре ее размера в связи с изменением группы инвалидности, состава семьи, потерявшей кормильца, и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях — с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления.

В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан.

— заявление о выплате денежной компенсации;
— копия специального удостоверения инвалида;
— копия справки федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности;
— копия заключения межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи инвалидности с радиационным воздействием или с работами по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы.

Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число.

Решение о выплате (об отказе в выплате) денежной компенсации принимается не позднее 10 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами. Уведомление о принятом решении с соответствующим обоснованием направляется заявителю в 5-дневный срок после принятия решения.

Льготы вдовам чернобыльцев в 2022 году: оформление и полный перечень преференций

  1. территория отчуждения, на которой расселение запрещено, а отдельные виды хозяйственной деятельности определяются правительством;
  2. районы отселения, где проводится комплекс мер для защиты населения от последствий радиации;
  3. зона с постоянным контролем уровня радиации и возможностью заселения;
  4. территории, наделенные особым экономическим статусом, с уровнем радиации, допустимым для проживания.
  1. пенсионное пособие по старости, размер которого вдвое больше социального;
  2. ежемесячно на цели оздоровления – 260 руб.;
  3. разница между заработной платой, установленной в период работы в одной из зон Чернобыля, и нынешней, но без учета инвалидности;
  4. регулярные выплаты – 881 руб. ежегодно, 921 руб. каждый месяц;
  5. детское пособие на дошкольника – 433 руб.;
  6. пособие на школьника – 84 руб.;
  7. расходы на школьное питание – 90 руб. в месяц;
  8. разовые выплаты – 9871 руб. за потерю кормильца, 3748 руб. на его похороны.
  • в случае смерти от лучевой болезни — налоговый вычет в размере 3 тыс. руб.;
  • размер вычета – 5 тыс. руб., если женщина подверглась радиации, выполняя обязанности медицинского работника;
  • от транспортного налога освобождается один автомобиль, находящийся в собственности семьи.
  1. предоставление новой квартиры при необходимости;
  2. оплату половины стоимости жилья и услуг ЖКХ;
  3. возможность санаторно-курортного лечения;
  4. дополнительный оплачиваемый отпуск сроком до 2 недель;
  5. ежемесячные денежные пособия и компенсационные выплаты;
  6. внеочередное медицинское обслуживание;
  7. компенсацию питания детей в детском саду;
  8. бесплатный проезд на общественном транспорте;
  9. компенсацию в связи с переездом из зараженной зоны на новое место жительства, в том числе, выплату на каждого члена семьи в размере 1120 руб.;
  10. обязательное предоставление работы при переезде с сохранением в течение 4 месяцев заработной платы.
  • после смерти мужа жена не оформила повторно брак и не имела других детей;
  • находилась на иждивении мужа;
  • проживала с участником ликвидационных работ на одной жилплощади;
  • ее муж получил лучевую болезнь после катастрофы на АЭС; имел статус инвалида, полученный до 12 февраля 2001 года;
  • причины смерти мужа связаны с нахождением в зоне аварии по службе или в связи с работами по устранению ее последствий.

После аварии на Чернобыльской АЭС и выброса радиоактивных веществ была выделена специальная зона отчуждения радиусом в 30 км со статусом враждебной для жизни человека. На этом расстоянии все продукты, животные и растения были отмечены как непригодные к использованию и смертельно опасные для жизни.

Во-вторых, гарантируется возможность получить еще и дополнительный отпуск, общая длительность которого – 14 дней за 12 месяцев. Если человек родился в интервале после 26 апреля 1986 года и до 1 апреля 1987 года, то он может также претендовать на дополнительные 7 или 14 дней отпуска.

Статус «чернобылец» присваивают ликвидаторам ЧАЭС и иным лицам, проживающих или ранее жившим в загрязненных областях. Также, под такую категорию подпадают члены семей этих граждан РФ, которые получили различные недуги или были подвержены лучевому облучению.

Женщинам, потерявшим в чернобыльской трагедии мужей, выплачивается разовая компенсация –9 393 рубля. Кроме некоторых компенсаций, за ними сохраняются все льготы, положенные ликвидаторам и пережившим катастрофу людям. Те же меры распространяются на всех членов семьи чернобыльца.

В 2022 году льготы женам умерших предоставит возможность усовершенствования условий проживания. А за вдовами инвалидов-чернобыльцев остается рабочее место. Женам умерших инвалидов ЧАЭС с 2022 г. предоставляется возможность получить место в социальных организациях в специальном режиме.

12) внеочередное обеспечение детей местами в дошкольных образовательных организациях, специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа с выплатой ежемесячной денежной компенсации в размере 90 рублей на питание ребенка в данной организации;

Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, отчетность об осуществлении переданных им Российской Федерацией полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки, включающую объем расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субвенция из федерального бюджета на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, численность лиц, которым предоставлены указанные меры социальной поддержки, категории получателей мер социальной поддержки, основания получения мер социальной поддержки и размер занимаемой площади жилого помещения. Дополнительные отчетные данные представляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Контроль за расходованием средств осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда и социальной защиты населения, Счетной палатой Российской Федерации.

платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и в приватизированных жилых помещениях соответственно (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе проживающим совместно с ними членам их семей;

Денежные компенсации и иные выплаты гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС

Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (пункт 15 части первой статьи 14 Закона):

Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности, независимо от степени утраты трудоспособности (без установления инвалидности) (пункт 4 части первой статьи 15 Закона)

Рекомендуем прочесть:  Когда начинают выделять субсидии молодым семьям в марпосадском районе

Ежемесячная компенсация на питание обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего или среднего общего образования, если они не посещают организацию, осуществляющую образовательную деятельность, по медицинским показаниям (пункт 3 части первой статьи 25 Закона)

Вдовы чернобыльцев получат компенсацию

Сейчас в законодательстве, регулирующем выплаты денежных компенсаций, нет определения таких понятий, как «иждивение» и «нетрудоспособный член семьи». Из-за этого круг получателей денежных компенсаций в случае смерти кормильца-ликвидатора до сих пор точно не определен. В результате суды обычно трактуют нормы закона не в пользу людей и отказывают им в выплате компенсаций (в основном чернобыльским вдовам). Разработчики проекта предлагают узаконить общепринятую формулировку, по которой меры социальной поддержки распространяются на вдов (вдовцов), не вступивших в повторный брак, а также на других членов их семей, получающих пенсию по случаю потери кормильца согласно законодательству РФ.

Авторы законопроекта также предлагают в случае смерти чернобыльских ликвидаторов оплачивать все ритуальные услуги в порядке и размере, определяемом для погибших военнослужащих, «по фактическим затратам», то есть компенсировать полную стоимость из госказны. Ведь люди, рискуя жизнью, выполняли свой служебный долг. Правительство РФ выступило против этой нормы, так как в июне Дума приняла поправку к ст. 14 закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», увеличивающую «фиксированное» пособие на погребение с 2000 до 8000 рублей — специально для чернобыльцев.

По мнению разработчиков, возвращение чернобыльским вдовам прав на денежные компенсации никаких дополнительных бюджетных средств не потребует. Поскольку к вдовам переходят те компенсации, которые ранее получал умерший муж, а ежемесячная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием, выплачивается лишь частично. Помимо этого в России ежегодно снижаются расходы госбюджета на соцподдержку чернобыльцев — они умирают, и их становится все меньше. (Из граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, ежегодно умирают примерно 1500 человек.) Однако даже последний аргумент не убедил правительство, которое выступает против проекта в этой редакции и требует его доработать. По данным источников «Солидарности» в ГД, проект питерских законодателей может быть принят в первом чтении, а вот какие поправки в него внесут потом, никто не знает.

Напомним, что пособие на погребение выплачивается членам семей и лицам, взявшим на себя организацию похорон «граждан, умерших вследствие лучевой болезни, других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, и умерших инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы». Попытки законодателей вопреки сопротивлению правительства увеличить размеры «гробовых» призваны сохранить существовавшую прежде разницу в размерах пособий на погребение умерших чернобыльцев и соцпособий на погребение покойных из иных категорий «льготников». Ранее, с января 2009 года, был увеличен с 1000 до 4000 рублей размер соцпособия на погребение умерших граждан, установленного законом «О погребении и похоронном деле». Чтобы сохранить особый статус чернобыльцев, с учетом их заслуг перед обществом, решено увеличить пособие на погребение умерших чернобыльцев в такой же пропорции, что сохранит прежнюю дифференциацию в размерах этих пособий. Пока же (с января 2011 года) пособие на погребение умерших чернобыльцев с учетом индексации (4205 рублей) оказалось меньше простого соцпособия на погребение умерших граждан (4260 рублей).

По ст. 14 закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», чернобыльцам выплачивается ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) в качестве компенсации. Точнее, в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием. А именно: 1) перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, 2) инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы. В их числе: инвалидам из числа принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на других работах на ЧАЭС; военнообязанных, призванных на спецсборы и привлеченных к ликвидации последствий катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лиц начальствующего и рядового состава ОВД, противопожарной службы, проходивших службу в зоне отчуждения; эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зон отселения в ходе эвакуации; граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы.

Подача заявления посредством единого портала осуществляется с использованием простой электронной подписи при условии, что личность получателя установлена при личном приеме при выдаче ключа простой электронной подписи, или усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

«15. Выплата дополнительного вознаграждения за выслугу лет осуществляется путем перечисления денежных средств на счет работника в кредитной организации, сведения о котором размещены в Единой информационной системе, при наличии поданного им с использованием единого портала согласия на использование указанных им реквизитов банковского счета в целях получения мер социальной защиты (поддержки) и социальных выплат.

б) в пункте 7 слова «средств, предусмотренных на эти цели Федеральной службе по труду и занятости в федеральном бюджете на соответствующий год» заменить словами «межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации»;

Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в течение 3 рабочих дней со дня вынесения решения о предоставлении компенсации уведомляет об этом получателя компенсации (его законного представителя) через личный кабинет на едином портале, если заявление о предоставлении компенсации было направлено с использованием единого портала, либо иным способом, выбранным получателем компенсации (его законным представителем) в заявлении.

Подача заявления о выплате посредством единого портала осуществляется с использованием простой электронной подписи при условии, что личность получателя (его законного представителя) установлена при личном приеме при выдаче ключа простой электронной подписи, или усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

Еще одно отличие социальной защиты членов семей граждан, умерших вследствие лучевой болезни, других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, в сравнении с членами семей инвалидов- чернобыльцев — то, что основанием для возникновения у них права на возмещение вреда и меры социальной поддержки является установление причинной связи смерти кормильца с воздействием радиационных факторов (пункт 6 и подпункт в пункта 11 Разъяснения N 6 «О применении порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2001 года N 83).

В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на членов семей, потерявших кормильца из числа погибших в результате катастрофы на ЧАЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, умерших инвалидов ЧАЭС распространяются некоторые меры социальной поддержки (ранее в законе имелась трактовка: «льготы и компенсации»), которыми они пользовались при жизни льготоносителя. Это п.п. 3.7,8,12-15 части первой статьи 14 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в том числе ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, выплачиваемая в соответствии с п.15 ст.14.

Итак, в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную п.15 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан.

Данный вопрос часто возникает после смерти льготоносителя, которым являлся инвалид вследствие радиационного воздействия, ликвидатор аварии на Чернобыльской АЭС, а также приравненные к этой категории граждане, подвергшиеся воздействию радиации и пострадавшие вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк», вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, при участии в подразделениях особого риска и пр.

Однако, как констатировал в своем Определении Конституционный Суд РФ №1085-О-П от 16.12.2008г., «..если умерший кормилец имел статус инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, то, по смыслу части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», основанием для предоставления мер социальной поддержки его семье является смерть кормильца, который был признан инвалидом вследствие заболевания, связанного с радиационным воздействием, обусловленным чернобыльской катастрофой, независимо от причины смерти данного лица.

Рекомендуем прочесть:  Стоимость Единого Проездного Билета В Спб В 2022 Году Для Пенсионеров

Какие выплаты и льготы положены вдовам чернобыльцев в РФ

Женщины, мужья которых погибли из-за аварии на Чернобыльской атомной электростанции, могут рассчитывать сразу на несколько видов пенсионного содержания: по возрасту и по потере кормильца. Если жалованье по старости они зарабатывают сами, то выплаты по утере кормильца назначаются как компенсация за смерть мужа. Выплаты эти бывают двух видов: страховые и социальные. При возникновении права на оба вида выплат женщина может выбрать одну из них.

Социальные выплаты по утере кормильца, которые регулируются законом № 166-ФЗ, не зависят от продолжительности срока труда покойного. Величина выплат составляет 125% от установленного размера соцпенсии. Если вдова при этом проживает на Крайнем Севере либо в иной местности с тяжелыми условиями климата, выплаты увеличиваются на установленный районный коэффициент. Если же она решит переехать туда, где климат мягче, надбавка будет отменена.

Катастрофа, случившаяся на Чернобыльской атомной электростанции в апреле 1986 года, многих женщин оставила вдовами: огромные дозы облучения радиацией получили не только местные жители, но и те, кто приехал для устранения последствий аварии. Целый ряд бывших республик Советского Союза установил льготы и пенсии вдовам чернобыльцев, погибших при ликвидации последствий аварии или трудившихся в тот период в опасной зоне. В России перечень льгот перечислен в законе № 1244-I.

  • паспорт вдовы;
  • СНИЛС;
  • свидетельство о смерти супруга;
  • бумаги, удостоверяющие право женщины на получение пособия (удостоверение чернобыльца покойного супруга и т. д.);
  • свидетельство о бракосочетании;
  • справки, подтверждающие трудовую деятельность супруга (при обращении за страховыми выплатами);
  • бумаги, подтверждающие статус иждивенца при кормильце либо факт воспитания детей, братьев, сестер либо внуков покойного, которым еще не исполнилось 14 лет (для установления страховых выплат);
  • справка о том, что умерший не получал пенсии при возникновении права на нее (при обращении за страховым пенсионным жалованьем).
  • получение жилого помещения от государства (при условии, что семья встала в очередь до 2005 года);
  • скидки при оплате счетов за коммунальные услуги и капремонт (до 50%);
  • сниженная цена при оплате топлива для обогрева дома, а также транспорта, доставляющего топливо (до 50%);
  • возможность устроить детей в школьные и дошкольные организации и в санатории без очереди;
  • возможность получать денежную компенсацию на питание детей, посещающих общеобразовательные учебные заведения;
  • получение места в пансионате для престарелых без очереди.
  1. компенсация за излишне уплаченные средства на коммунальные платежи;
  2. предоставление скидки в 50%;
  3. сокращение выплат на налогообложение;
  4. бесплатный проезд на общественном транспорте при наличии оформленной социальной карты жителя Московской области.

В 2022 году льготы женам умерших предоставит возможность усовершенствования условий проживания. А за вдовами инвалидов-чернобыльцев остается рабочее место. Женам умерших инвалидов ЧАЭС с 2022 г. предоставляется возможность получить место в социальных организациях в специальном режиме.

Отдельные категории льготников вправе улучшить жилищные условия за счет жилищной субсидии от федерального бюджета. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 вставшие на учет как нуждающиеся в улучшении жилищных условий граждане, которые были подвержены радиационному воздействию из-за аварий на ЧАЭС и ПО «Маяк», имеют право на обеспечение жильем.

  • Пункт 8 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация на питание детей в детских дошкольных учреждениях, а также в случае, если ребенок с 3-летнего возраста не посещает детское дошкольное учреждение по медицинским показаниям
    • 500,24 руб.

    В зоне отчуждения на территории Российской Федерации запрещается постоянное проживание населения, ограничивается хозяйственная деятельность и природопользование. Перечень видов хозяйственной деятельности, порядок ее организации и природопользования в зоне отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

    Постановление Конституционного Суда РФ от N 7-П; По делу о проверке конституционности пункта 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации; О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ; О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации; О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ; О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации; О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; и в статью 2 Федерального закона; О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации; О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; и положения пункта 8 статьи 3 Федерального закона от 22 августа 2004

    1.2. Как следует из статьи 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации и статей 36, 74, 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации принимает к рассмотрению жалобы граждан на нарушение их конституционных прав и свобод законом, примененным в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде, если придет к выводу, что оспариваемые законоположения затрагивают конституционные права и свободы граждан и что имеется неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли эти законоположения Конституции Российской Федерации; Конституционный Суд Российской Федерации принимает постановление только по предмету, указанному в жалобе, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению, оценивая как буквальный смысл рассматриваемых законоположений, так и смысл, придаваемый им официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из их места в системе правовых норм.

    Одновременно им была предоставлена возможность получать ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере, предусмотренном пунктом 15 части первой статьи 14 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (если он будет выше по сравнению с ранее назначенным).

    2.1. Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» устанавливает для граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы, гарантии возмещения вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чернобыльской катастрофы, возмещения вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, которая подверглась радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также гарантии предоставления мер социальной поддержки (статьи 1, 3 и 13).

    3. Вводя правовое регулирование, обеспечивающее инвалидам-чернобыльцам, до вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ получавшим возмещение вреда, исчисленное из среднего заработка с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности, возможность сохранения ранее определенного размера соответствующих выплат, федеральный законодатель распространил его на всех граждан, приобретших указанный статус до 15 февраля 2001 года, — независимо от того, на какой срок им была установлена инвалидность.

    В дальнейшем Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (пункт 8 статьи 3) была изложена в новой редакции статья 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в которой право инвалидов-чернобыльцев на получение ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в размерах, дифференцированных в зависимости от группы инвалидности, было закреплено в пункте 15 ее части первой. Нумерация пунктов части первой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» названным Федеральным законом была скорректирована также в части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, содержание которой не претерпело изменений.

    • Компенсация материального ущерба при утрате имущества, которая включает в себя стоимость: • жилых помещений, дач, гаражей и хозяйственных построек, находившихся у граждан в собственности по состоянию на 1 января 1994 года; • домашнего имущества, зараженного радиацией; • сельскохозяйственных животных, подвергшихся облучению; • утраченных садово-ягодных насаждений и иных посевов.
    • Пособие в сумме 1302,33 руб., которое выплачивается единовременно на каждого члена семьи, переселившегося на новое место жительства.
    • Компенсация расходов на проезд.
    • Оплата стоимости услуг по погрузке и разгрузке багажа, которая перечисляется: • нетрудоспособным лицам; • многодетным семьям; • одиноким матерям; • одиноким женщинам.
    • Ежемесячная компенсация на оздоровление в сумме 260,48 руб.
    1. Первая — подобную категорию присваивают чернобыльцам—ликвидаторам различных последствий аварии на реакторах ЧАЭС, которые стали инвалидами и получили 1, 2 или 3 группу;
    2. Вторая — в эту льготную категорию включают ликвидаторов чернобыльской катастрофы. Однако, при нахождении гражданина в этом месте с 26 апреля до 1 июля 1986 г. время пребывания на этой территории не учитывают;
    3. Третья — такую категорию дают ликвидаторам различных последствий аварии на ЧАЭС и гражданам, которые жили в г. Чернобыле и г. Припяти как минимум 1 мес. в период 1988-1990 г. или занимались санобработкой этого места в 1986 г. не менее 2 недель;
    4. Четвертая — к подобной категории относят тех льготников, которые живут в зоне радиационного контроля и до конца 1992 г. жили в этом месте на протяжении 4 лет и более после ЧП на АЭС.
    • По предварительным расчетам Росстата инфляция за 2022 год составит 5,8%, поэтому с 1 февраля 2022 года ЕДВ ветеранам боевых действий повысят тоже на 5,8%.
    • При этом суммы ЕДВ в 2022 году будут отличаться в зависимости от выбранного ветераном способа предоставления набора социальных услуг НСУ (см. таблицу повышения ЕДВ для ВБД).
    Рекомендуем прочесть:  Льготы Ветеранам Труда В Республике Хакасия В 2022 Году

    4. Необходимо завершение обязательного отселения граждан из населенных пунктов, указанных в Единой государственной программе по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на 1993 — 1995 годы и на период до 2000 года.

    Таким образом, с учетом предписаний статей 36, 74, 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», часть четвертая статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» является предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу постольку, поскольку на ее основании решается вопрос об установлении членам семей умерших инвалидов-чернобыльцев, находившимся на их иждивении, ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров.

    КС выявил неопределенность в системе социальной защиты внуков «чернобыльцев»

    Однако, как обратил внимание Суд, впоследствии ПФР, на территориальные органы которого ч. 5 ст. 27.1 Закона № 1244-1 возложены полномочия по установлению и выплате ежемесячной денежной выплаты, стал применять иное толкование соответствующих норм, ссылаясь на Письмо Минтруда России от 13 февраля 2022 г. № 13-7/В-229. В письме говорится, что необходимым условием для приобретения права на ежемесячную денежную выплату детьми второго поколения (внуками) инвалидов-чернобыльцев является факт радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей ребенка. Судебная практика следовала тому же принципу.

    Адвокат, руководитель семейной практики КА г. Москвы № 5 Татьяна Сустина отметила, что проблема, поднятая заявителем жалобы, а именно «некорректность, неконкретность и размытость правовых норм», является распространенной в российской практике: «Сложности в толковании и применении закона встречаются достаточно часто, а в социальной сфере, когда стороной правоотношений является государство, лингвистические инструменты используются с завидной регулярностью».

    Айтабак Меджидова обратилась в Конституционный Суд, указав, что п. 9 ч. 1 ст. 27.1 Закона № 1244-1 противоречит Конституции РФ, поскольку характеризуется неопределенностью. По ее мнению, оспариваемая норма по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой, обусловливает возможность установить ежемесячную денежную выплату детям второго поколения граждан, признанных инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, наличием у родителей таких детей удостоверения о том, что они подверглись радиоактивному облучению.

    Таким образом, оспариваемое законоположение было признано не соответствующим Конституции РФ, поскольку оно в силу неопределенности нормативного содержания допускает в системе действующего правового регулирования различный подход к решению вопроса о праве внуков инвалидов-чернобыльцев на ежемесячную денежную выплату. В связи с этим Конституционный Суд постановил, что федеральному законодателю следует принять меры, направленные на устранение неопределенности нормы.

    КС указал, что до внесения соответствующих изменений в действующее правовое регулирование ежемесячная денежная выплата на основании п. 9 ч. 1 ст. 27.1 Закона № 1244-1 детям второго поколения (внукам) инвалидов-чернобыльцев подлежит назначению при условии подтверждения факта радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей таких детей. Впоследствии вопрос о назначении такой выплаты будет решаться на основании нового правового регулирования с учетом даты первичного обращения за этой выплатой. При этом Суд установил, что назначенная внукам инвалидов-чернобыльцев до вынесения этого постановления ежемесячная денежная выплата будет продолжаться выплачиваться до наступления оснований прекращения ее выплаты в соответствии с российским законодательством.

    Вдовы чернобыльцев

    Достаточно проблематично решаются вопросы реализации прав вдов на возмещение вреда в случае потери кормильца. С учетом того что с момента ликвидации аварии на ЧАЭС прошло достаточно много времени, вдовы, в настоящее время, в абсолютном своем большинстве нетрудоспособны и заработок, а позже его компенсация (ВВЗ), которую получали их супруги являлся единственным постоянным и основным источником средств к существованию. Здесь приложили усилия, в отрицательном смысле этого слова, и законодатели, и правоприменители, и судебная власть.

    В результате многочисленных изъятий и делегирования значительного количества норм в различные законодательные акты и отрасли права, чернобыльский закон в настоящее время лишен функций закона прямого действия. За законом остались функции некоего запретительного барьера, за рамки которого выходить нельзя, что неоднократно подтверждалось при попытках граждан защитить свои права в гражданско-правовом поле. В дружной системе правоприменения, имеет место своего рода законодательная резервация, с запретом выхода за пределы правового поля данного закона.

    Таким образом, членам семей граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также членам семей умерших инвалидов-чернобыльцев предоставляются различные виды денежных выплат и устанавливаемые в дополнение к ним меры социальной поддержки, направленные на создание наиболее благоприятных (льготных) условий реализации некоторых прав и доступа к социально значимым благам и услугам в сфере жилищно-коммунального и социального обслуживания. Их право на перечисленные меры социальной поддержки обусловлено наличием у их кормильца особого правового статуса лица, подвергшегося воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы».

    И если персонаж повести Юрия Тынянова существовал в одном экземпляре, да и то на бумаге, то в рассматриваемом случае, толкование уважаемого Верховного суда, привело к существованию реальной мертвой нормы и к изъятию из правового поля реальной социальной группы граждан.

    Должен быть один критерий реализации права на возмещение вреда в связи с потерей кормильца положениями ч. 2 ст. 2 закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ, смерть гражданина связанная с воздействием негативных факторов при ликвидации аварии на ЧАЭС, независимо от наличия или отсутствия инвалидности, в промежутке между фактом участия в ликвидации аварии и фактом смерти. Иначе понятия о причинно-следственной связи можно отбросить в сторону, как ненужный хлам.

    Женщина, оставшаяся вдовой в результате гибели военного супруга, получившего заболевание впоследствии катастрофы на электростанции, будет получать пенсию в большем размере. Для таких категорий граждан, в случае подтверждения всех документов будет назначена минимальная выплата в сумме 200% от социальной пенсии в 2022 году, то есть 8908 рублей.

    Зона проживания с правом на отселение — часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения и зоны отселения с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/кв. км. Граждане, проживающие в населенных пунктах этой зоны, в которых среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр), и принявшие решение о выезде на другое место жительства, имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

    Комплекс защитных мероприятий должен быть направлен на постоянное снижение дозовой нагрузки (в том числе за счет уменьшения загрязнения продуктов питания) при одновременном ослаблении ограничений привычного образа жизни. Оптимизация достижения этих целей осуществляется с учетом условий непревышения средней эффективной эквивалентной дозы облучения населения 5 мЗв (0,5 бэр) в 1991 году и максимально возможного, оправданного экономическими и социальными факторами снижения этой дозы до 1 мЗв (0,1 бэр) в год. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

    3. Защитные мероприятия (контрмеры) проводятся при дополнительном превышении (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, образующем в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективную эквивалентную дозу, превышающую 1 мЗв (0.1 бэр) в год.

    • граждане, которые получили конкретную дозу радиации во время самого взрыва на советской АЭС или после аварии ликвидировали ее последствия;
    • лица, которые по состоянию на 26 апреля 1986 г. работали и жили около ЧАЭС и ближайших районах;
    • лица, которые из-за радиационного облучения стали инвалидами — получили конкретную группу. К таковым относят военных, врачей, сотрудников МСЧ — ликвидаторов последствий аварии на реакторах ЧАЭС, а также местных жильцов (в том числе и беременных) в зоне отчуждения и др.;
    • доноры костного мозга. Срочную пересадку этого органа делали многим пострадавшим от облучения;
    • работники, которые были отправлены на место аварии для выполнения различных рабочих обязанностей и др.

  • Мария
    Юридический опыт - 15 лет.
    Оцените автора
    Отвечает на юридические вопросы юрист с 15 летним стажем