Доля Социальных Сирот Среди Сирот В России

Кто такие социальные сироты

Изучением особенностей развития детей, оставшихся без попечения родителей, занимались многие ученые. Основоположником направления изучения влияния отсутствия родителей на развитие ребенка является английский психолог Дж .Боулби.

Постоянное увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей (в 2022 году в России насчитывалось 426 тысяч таких детей, к началу 2022 года их количество составило 572,4 тысячи, 2022 — 620,0, 2022 — 639,9) стимулирует поиск новых форм устройства детей, совершенствование имеющихся возможностей общества и государства в воспитании и содержании детей. [3, стр.125]

К концу 2022 года доля подростков среди сирот может превысить 90%

Эксперт разработала методические модули по сопровождению приемных семей для Минобрнауки, которые ведомство обещает внедрить в регионах. Но пока системной поддержки и профессионального сопровождения у приемных семей нет, что также свидетельствует о неразвитости института замещающей семьи в России.

К концу 2022 года доля детей старше 10 лет в федеральном банке данных может превысить 90% — об этом на Всероссийском форуме приемных семей в Сочи рассказала член Координационного совета при президенте России по реализации «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2022–2022 годы», кандидат психологических наук Галина Семья. Она убеждена, что если замещающие семьи в России будут получать поддержку специалистов в воспитании детей, а психологи смогут подключаться на ранних стадиях семейных кризисов, то возвратов станет меньше, институт приемной семьи будет активнее развиваться и в семьи станут забирать даже подростков.

Социальные сироты

В лексиконе севернорусских причитаний слово «сирота» относимо к любому человеку, чье социальное состояние изменяется в результате похорон. Объём значения слова «сирота» в контексте ритуала расширяется: оно именует не только детей, потерявших родителей, но каждого, понесшего личную утрату, пережившего смерть родителей, детей, жены или мужа. [ источник не указан 957 дней ]

В детских учреждениях воспитывается около 71,2 тысячи детей, оставшихся без попечения родителей [1] Детей-сирот среди них — 10—15 %. В то же время в России в течение последних 10 лет устойчиво снижается численность вновь выявляемых сирот и детей, воспитывающихся в детских организациях. По данным руководителя исследовательской рабочей группы, главного эксперта ИСППП Алексея Рудова [8] , снижение числа сирот, воспитывающихся в организациях за 5 лет составило 53% (с 106 121 ребёнка до 49 512 детей). Из них, только за последний отчетный год (2022), снижение зафиксировано на уровне 16% (с 59 027 до 49 512 человек). Быстрее всего в Банке данных сокращается доля детей младших возрастов — от 0 до 6 лет: за 5 лет — в 3 раза. Доля детей среднего возраста (7-13 лет) — снизилась в 2,5 раза. Старшего возраста (14-17 лет) — в 1,8 раза.

История социальной работы с детьми-сиротами в России

Постепенно менялся контингент воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот. Они постоянно пополнялись детьми, « чьи родители не могли содержать и воспитывать детей по причине нужды, болезни, инвалидности или аморального образа жизни ». Из 124 тыс. детей, прошедших через детский приемник-распределитель в Москве в 1954 г., большинство сами ушли из семьи: из-за недостатка внимания – 43 %; материальной необеспеченности – 17,2 %; любви к путешествиям — 14,5 %.

В начальные периоды становления российской государственности забота о детях, оказавшихся без родительского надзора, находилась в руках частных лиц и, не являясь обязанностью государства, оставалась функцией семьи и ее близкого окружения. Одним из первых образцов социального устройства детей, оставшихся без родителей, является появление скудельниц. Скудельница – это общая могила, в которой хоронили людей, умерших во время эпидемий, от голода, замерзших зимой и т.п. Там же, поблизости, сооружались сторожки, куда привозились сироты, подкидыши, «незаконно прижитые дети». Их воспитанием и призрением занимались старцы-скудельники, которые специально подбирались. Дети содержались в этих сторожках за счет подаяний населения окрестных сел и деревень. Люди приносили одежду, продукты питания, игрушки. При всей своей примитивности такие «детские дома» являлись выражением народной заботы о детях, проявлением человеческого долга перед ними. Скудельники следили за физическим развитием своих воспитанников, давали им представления о правилах человеческого общежития.

ПРОБЛЕМЫ СИРОТСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Сегодня граница бедности оказалась в 1,5 раза ниже принятого в 1991г. уровня и составляет 1800 руб. (2022г. ), или 60 долл. в месяц (2 долл. в день), что, с точки зрения нормативов ООН, соответствует лишь уровню развивающихся стран. Распределение доходов населения показывает, что доля бедных достигает у нас 25% (36 млн. человек); половина граждан страны имеет доходы меньше 4 долл. в день; десятая часть не обеспечена даже продуктовой корзиной; половина российских детей живет в состоянии бедности. Наиболее тяжелые последствия реформ связаны с чрезвычайным ростом социальной поляризации.

Рекомендуем прочесть:  Выплаты На Второго Ребенка При Ипотеке

Сиротство как социальное явление присуще любому обществу. Тем не менее, наиболее актуальной данная проблема становиться для стран, переживающих различные социальные трансформации. Известно, что сиротство — почти неизбежный спутник военных конфликтов, радикальных реформ и революций. В XX веке Россия пережила несколько социальных потрясений, которые вызывали резкое обострение проблем сиротства. Речь идет, прежде всего, о первой мировой и гражданских войнах, о голоде 1921 и 1932-33 гг. , о Великой Отечественной войне. В наше время мы вновь являемся свидетелями аналогичных процессов. Массовое сиротство вновь стало реальным фактом нашей жизни.

Социальные сироты

Многочисленные исследования наших соотечественников, в том числе Л. И. Божович, И. В. Дубровиной, М. И. Лисиной, А. Г. Рузской, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых, посвящены анализу неблагополучных последствий воспитания детей в государственных учреждениях. Вне семьи у ребенка формируются специфические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, хуже они или лучше, чем у обычного ребенка, – они просто другие. А. М. Прихожан и Н. Н. Толстых, изучавшие становление личности детей, воспитывающихся в детских домах, исследовали формирование образа Я, его содержание и проявляющееся в нем отношение детей к себе. Предположительными причинами иного пути формирования самосознания в таких условиях воспитания они считают:

В Конвенции о правах ребенка сказано: «Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания». Большинство детей – социальных сирот попадают в государственные учреждения из неблагополучных семей, где уже с раннего возраста они были лишены эмпатийного общения, где с ними жестоко обращались. Родители многих таких детей – алкоголики, наркоманы, ведущие асоциальный и аморальный образ жизни. Такие семьи не выполняют своих основных функций. Многие авторы, в их числе Л. И. Божович, В. Я. Титаренко, И. В. Борисова, М. Земска, 3. Матейчик, И. В. Дубровина, М. И. Лисина, отмечают, что семья является важнейшим институтом социализации личности, а внутрисемейные отношения играют особую роль в формировании личности. Л. С. Выготский считал, что общение со взрослыми – основной путь проявления собственной активности ребенка. Именно в процессе общения со взрослыми ребенок познает и усваивает правила человеческих взаимоотношений, принимает нормы, понятия и ценности общества. Среди отечественных психологов и Б. Г. Ананьев отводил ведущую роль в формировании самосознания взаимодействию ребенка и взрослого.

Социальное сиротство в России

Несмотря на ряд позитивных тенденций, который стал заметен в последние годы, ситуация с сиротством продолжает оставаться крайне сложной, о чем свидетельствуют статистические данные. Общее количество детей-сирот с 2022 по 2022 г. сократилось с 727 до 655 тыс., а число выявляемых детей-сирот за тот же период снизилось со 124,4 до 74,7 тыс. (Доклад «Дети…», 2022; Брынцева, 2022: Электр. ресурс; Количество детей…, 2022: Электр. ресурс). Проблема сиротства в России имеет свою специфику: большинство детей, оставшихся без родительского попечения, являются социальными сиротами, т. е. родители которых живы, но должным образом не исполняют свои родительские обязанности. По данным уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка П. А. Астахова, среди 655 тыс. (по состоянию на 2022 г.) детей, лишившихся родительского попечения, 84% являются социальными сиротами. В последние годы мы видим две разнонаправленные тенденции. На фоне сокращения общего количества сирот (по крайней мере в абсолютных цифрах, но не будем забывать о демографических волнах и о значительном уменьшении количества детского населения в стране), доля социальных сирот в процентном отношении увеличивается. С 2022 по 2022 г. ее рост составил с 72 до 84% (Рабочая встреча… 2022: Электр. ресурс).

Библиографическое описание: Дмитриева М.А. Причины социального сиротства // Молодой ученый. — 2022. — № 11. — С. 353-355. 1 Конвенция ООН о правах ребенка признает, что «ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания». Государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия; с этой они принимают необходимые законодательные и административные меры. Закон превращается в эффективный механизм регулирования общественных отношений только в тех случаях, когда в нем используется четкий понятийный аппарат, именно это определяет, какие нормы права, и в каких случаях используются. Социальное сиротство является термином социологическим и не имеет адекватного закрепления в праве, что влечет существенные расхождения в оценке распространенности этого явления. Актуальность проблемы социального сиротства является бесспорной уже на протяжении нескольких лет, а в настоящее время особо важной, что подтверждается тем фактом, что даже правительство причисляет проблему сиротства к приоритетным задачам, требующим немедленного решения. [5] Социальное сиротство получило широкое распространение в период распада традиционной многопоколенной семьи. Совместное проживание нескольких поколений, вовлечение старших детей в воспитание младших практически исключали возможность того, что в случае смерти родителей дети оставались без опеки родственников. В современной России рост социального сиротства обусловлен двумя причинами. Первая причина, общая для стран Запада, заключается в кризисе института семьи. Этот кризис проявляется в увеличении возраста вступления в зарегистрированный брак, росте числа разводов, значительной распространенности незарегистрированных брачных отношений, снижения рождаемости, легализации гомосексуальных браков. Вторая причина специфическая — критическое состояние российской семьи, которое обусловлено бедностью значительного числа семей, отсутствие эффективной социальной политики, широким распространением алкоголизма, и связанного с ним семейного насилия. Сирота… Невозможно привыкнуть к этому слову. У нас в стране возникает ситуация, когда само общество порождает целое поколение детей-сирот. Многие из них имеют живых родителей: алкоголиков, наркоманов, воров, проституток. Это разложившиеся, аморальные, беспринципные типы. Дети поступают в детские дома из домов ребенка, когда их в родильных домах оставляют матери, из семей алкоголиков и наркоманов, лишенных родительских прав. Сироты не знают ни семейного тепла, ни материнской ласки. Самым печальным является то, что все эти дети больны. У них травмированная психика, они страдают различными заболеваниями, и почти все имеют задержки в развитии. Самую многочисленную группу детей с отклонениями в развитии (более 2% от общей детской популяции) составляют умственно отсталые дети, у которых имеется диффузное органическое поражение коры головного мозга, проявляющееся в недоразвитии всей познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. О кризисном состоянии российской семьи свидетельствует устойчивый рост числа родителей, лишенных родительских прав. Лишение родительских прав является основной причиной социального сиротства. Так, половина выявляемых в течение года детей, оставшихся без попечения родителей, — это дети, родители которых лишены родительских прав или ограничены в родительских правах.

Рекомендуем прочесть:  Как Отразить В Учете В 2022 Году Покупку Молока Для Выдачи Сотрудникам Занятым На Работах С Вредными Условиями Труда?

Социально-педагогическая защита детей-сирот в России

В 1917 г. воспитательные дома были закрыты, а в 1918 г. созданы детские дома — воспитательные учреждения интернатного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вследствие их смерти, лишения родительских прав, болезней и других причин [4, с.8]. Детские дома обеспечивали детям условия для воспитания, обучения и подготовки к самостоятельной жизни. Ведущим видом деятельности в воспитательной работе было трудовое воспитание. Между группами детей часто велось соревнование. Победителей награждали вымпелами и книгами.

В 1920-е гг. забота о жизни, здоровье осиротевшего ребенка постепенно дополняется его воспитанием. У истоков создания новой системы воспитания стояли А.В. Луначарский, В.М. Бонч-Бруевич, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, М.Н. Покровский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий и др. Среди основных характеристик новых подходов можно выделить следующие: государственность образования и воспитания; принцип коллективизма в воспитании; работа с детьми под лозунгом «Все дети — дети государства». Иными словами, государство брало на себя попечение о всех детях [5, с.141].

Отчет 2022

ЦЕЛИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
Доведение до руководителей наиболее значимых данных по
вопросам сиротства в наглядном виде для обеспечения возможности:
—— оценки общего состояния проблемы в России и в региональном разрезе,
—— принятия взвешенных и точных решений, направленных
на улучшение положения детей.

Авторы презентации: Алексей Рудов, Елена Катюшкина
На обложке представлена карта: Соотношение детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся под надзором в организациях к детскому населению региона в 2022 г. см. стр. 7

Традиции социальной помощи детям-сиротам в истории России

С начала «перестройки» Россия стала постепенно возвращаться в мировое образовательное пространство. Изучается зарубежный опыт призрения, воспитания и обучения детей, издается переводная литература, происходит активный обмен специалистами. «В современных условиях идет формирование модели социальной работы, отражающей особенности социальных процессов современной России и использующей опыт и традиции организации социальной деятельности в сфере призрения и социального обеспечения».

В начале 90-х в России стали разрабатываться посвященные детям-сиротам проекты и программы. Одной из самых примечательных программ 90-х годов является федеральная программа «Дети России».Целью президентской программы «Дети России» является создание благоприятных условий для жизнедеятельности детей, обеспечение их социальной защиты в период социально-экономических преобразований и реформ.

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум

Проблема устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит актуальный характер. В современной России число социальных сирот и просто детей-сирот неумолимо растет с каждым годом. В наше время не редкость, когда молодая девушка или, чего хуже подросток рожает и оставляет ребенка в детском доме.

Рекомендуем прочесть:  Льготы для ветеранов труда в 2022 году в сольилецке

Семейный кодекс РФ от 8 декабря 1995г. в ст.123 говорится, что дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передачи на воспитание в семью (на усыновление удочерение), под опеку попечительство или в приемную семью.

Большая доля социальных сирот говорит о разложении общества — В

«В нашем государстве не может быть лишних и ненужных детей. В России есть национальные республики, где уровень жизни низкий, но чужих детей нет. Большая доля социальных сирот свидетельствует о разложении общества», — сказал В.Ишаев.

В ходе Совета также было подчеркнуто, что, к сожалению, в округе не создан институт патронатного воспитания, который особенно актуален для сирот-инвалидов и сирот старших возрастов, шансы которых на усыновление невысоки. Вследствие этого доля детей-инвалидов, преданных на воспитание в семьи, в целом по округу составляет 27,2% против 33,7% по Российской Федерации.

Доля Социальных Сирот Среди Сирот В России

Предприятиям, учреждениям, организациям, создающим специальные рабочие места гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут предоставляться налоговые льготы в соответствии с законодательством РФ.

Выпускники всех типов образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающие в эти образовательные учреждения в каникулярное время, выходные и праздничные дни, по решению образовательного учреждения зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в данном образовательном учреждении.

Социально-педагогическая защита детей-сирот в России (стр

В 1920-е гг. забота о жизни, здоровье осиротевшего ребенка постепенно дополняется его воспитанием. У истоков создания новой системы воспитания стояли А.В. Луначарский, В.М. Бонч-Бруевич, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, М.Н. Покровский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий и др. Среди основных характеристик новых подходов можно выделить следующие: государственность образования и воспитания; принцип коллективизма в воспитании; работа с детьми под лозунгом «Все дети — дети государства». Иными словами, государство брало на себя попечение о всех детях [5, с.141].

Начало 1930-х гг. было отмечено новой волной роста беспризорности как следствия разрушения традиционного уклада крестьянской жизни, голода 1932-1933 гг. и репрессий. В этих условиях педагоги, работавшие в детских домах, старались использовать все формы и средства, направленные на формирование у детей честности и трудолюбия. Наиболее распространенная форма воспитания того времени — совет отряда. Дети сами выбирали своих представителей, все вопросы детского управления, трудового воспитания, организации внеклассной работы, проведения праздников, спортивных мероприятий, самообслуживания решал детский совет и выходил на заседание педсовета с просьбой утвердить принятое им решение. В воспитательной работе начинали преобладать авторитарный стиль педагогов, жесткое планирование воспитательной работы и контроль за ее выполнением.

Доля социальных сирот на Дальнем Востоке составляет 80%

Вопросы реализации на территории регионов Дальнего Востока государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рассмотрели сегодня на Совете при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе.

Органы исполнительной власти субъектов Федерации округа не обеспечивают в полной мере право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение благоустроенного жилья. По состоянию на 1 апреля 2022 г. в списках на получение жилья – около 10 тысяч человек вышеуказанной категории детей. В 20222 г. получили жилье 1513 человек, за 4 месяца 2022 года – 8 человек (0,08% от очередников).

Статья Дети-сироты полностью опубликована в книге Россия: 10 лет реформ

В середине 90-х годов Семейным кодексом вводится новая форма семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, — приемная семья, которая, по сути, заменяет детские дома семейного типа. В постановлении Правительства от 17 июля 1996 года № 829 «О приемной семье» признаны утратившими силу все нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность детских домов семейного типа, что не позволяло создавать новые дома. Органам опеки и попечительства было рекомендовано заключить с родителями-воспитателями действующих домов семейного типа договоры об образовании приемной семьи.

К 1990 году в России было отмечено снижение выявленной численности детей и подростков, оставшихся без попечения родителей: 1986 год — 102178, 1988 — 89290, 1990 — 49105 (таблица 1) 3 . Затем шло ежегодное увеличение числа таких детей: 1991 год — 59154, 1995 — 113296, 1998 — 110930, 2022 — 123204. Численность детей в России в возрасте до 14 лет все эти годы уменьшалась (с 1990 по 1998 годы на 5 миллионов), а доля детей и подростков, выявленных как оставшихся без попечения родителей в составе детского населения, увеличивалась. В 1990 году дети-сироты, физически утратившие кровных родителей, составляли среди всех детей-сирот 9,4%, остальные — социальные сироты. Доля детей, потерявших обоих родителей, в начале 90-х годов составляла примерно 5% от общей численности детей-сирот, в 1998 году этот показатель в некоторых регионах достигал 25-30% 4 .

Мария
Юридический опыт - 15 лет.
Оцените автора
Отвечает на юридические вопросы юрист с 15 летним стажем