Взымается ли подоходный налог с дополнительного отпуска за работу и проживание в зоне чаэс

Содержание

Постановлением Правительства РФ от 03.03.2007 N 136 утверждены Правила оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и выплаты единовременной компенсации на оздоровление, предоставляемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее — Правила).

В силу п. 2 Правил получатель подает по месту жительства в орган в сфере социальной защиты населения, уполномоченный органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (далее — уполномоченный орган), заявление об оплате дополнительного оплачиваемого отпуска и выплате единовременной компенсации на оздоровление, предоставляемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском (с указанием своего почтового адреса или реквизитов счета, открытого им в кредитной организации).

В силу ст. 4 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее — Закон N 1244-1), меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

У сотрудницы есть удостоверение, что она имеет право на льготы и преимущества, установленные Законом РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Ей положен дополнительный оплачиваемый отпуск — 14 дней. Этот дополнительный отпуск должен оплачивать ФСС или работодатель?

Исходя из п. 5 ч. 1 ст. 14 Закона N 1244-1, гражданам, указанным в п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 Закона N 1244-1, в частности инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации, гарантируется использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время, а также получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней.

Труд работников, пострадавших в результате радиационных катастроф (чернобыльцы, семипалатинцы, «маяковцы» и др

Согласно действующему законодательству работники, пострадавшие в результате радиационных катастроф (чернобыльцы, семипалатинцы, «маяковцы» и др.), имеют право на получение ряда льгот и компенсаций.
Меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиационных катастроф, определены в зависимости от того, к какой из категорий пострадавших относится тот или иной гражданин в соответствии с:

V. Гарантии гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом 5 :
1) выплата дополнительного вознаграждения за выслугу лет в зависимости от стажа работы в данной зоне и степени ее радиоактивного загрязнения;
2) выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% среднего заработка вне зависимости от страхового стажа;
3) ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск – 7 календарных дней (без учета дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда) при условии постоянного проживания (работы) в данной зоне до 2 декабря 1995 года.
Данная гарантия распространяется также на граждан, которые постоянно проживали (работали) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом до 1 января 1991 года, затем покинули ее в период до 2 декабря 1995 года и впоследствии (после 2 декабря 1995 года) вернулись на территорию указанной зоны на постоянное место жительства.

II. Гарантии гражданам, в том числе временно направленным или командированным, занятым в зоне отчуждения 3 :
1) повышенная оплата труда (минимальный размер повышения оплаты труда составляет 4 процента тарифной ставки (оклада));
2) сокращенный рабочий день в соответствии с трудовым законодательством (не более 36 часов в неделю);
3) дополнительный оплачиваемый отпуск (минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска составляет 7 календарных дней).
Дополнительные трудовые гарантии гражданам, занятым на работах в зоне отчуждения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

6 В соответствии со ст. 9 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 зона отселения ‒ часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, на которой плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 15 Ки/кв. км, или стронцием-90 ‒ свыше 3 Ки/кв. км, или плутонием-239, 240 ‒ свыше 0,1 Ки/кв. км.

IV. Гарантии гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение 4 , гражданам, переселившимся после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону отселения, а также гражданам, указанным в п. 4 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 26.11.1998 № 175-ФЗ:
1) ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в зависимости от времени проживания (работы):

Оплата дополнительного отпуска гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС В избранное

Предоставление меры социальной поддержки военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и федеральных органов налоговой полиции, а также пенсионерам из их числа, в том числе ныне работающим (независимо от места работы), подвергшихся радиационному воздействию, осуществляется через федеральные органы исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.08.2005 №542.

  1. Граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
  2. Инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:
    • граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
    • военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;
    • граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;
    • граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности.
  3. Граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 — 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС.
  4. Военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно‑подъемный, инженерно‑технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ.
  5. Лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 — 1987 годах службу в зоне отчуждении.
  6. Граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 — 1990 годах в работах по объекту «Укрытие».
  7. Младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений).
  8. Граждане, эвакуированные (в том числе выехавшим добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенным (переселяемым), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития.

Специалист ПФР, ответственный за подготовку, направление межведомственных запросов и получение ответов на них:

  1. Определяет состав документов (информации), подлежащих получению по межведомственным запросам, и органы (организации), в которые должны быть направлены межведомственные запросы.
  2. Подготавливает проекты межведомственных запросов, в том числе в форме электронного документа.
  3. При необходимости представляет проекты межведомственных запросов на подпись лицу, уполномоченному подписывать межведомственные запросы, в том числе с использованием электронной подписи.
  4. Направляет межведомственные запросы.
  5. Получает ответы на межведомственные запросы.
  6. Анализирует документы (информацию), полученные в рамках межведомственного взаимодействия (ответы на межведомственные запросы), на соответствие направленному межведомственному запросу.
  7. Передает полученные документы (информацию), специалисту ПФР, ответственному за подготовку проекта решения о включении в список получателей оплаты дополнительного отпуска (об отказе во включении).

Специалист отдела социальной защиты населения ПФР, ответственный за прием комплекта документов:

  1. Получает копии документов и реестр документов из МФЦ.
  2. Проводит сверку реестра документов с представленными документами.
  3. Проверяет сведения.
  4. Дополняет представленный комплект документов (в случае необходимости) сведениями.
  5. Определяет необходимость осуществления межведомственных запросов в исполнительные органы государственной власти (организации) Санкт‑Петербурга, исполнительные органы государственной власти (организации) субъектов Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти (организации), местные администрации муниципальных образований (в том числе иных субъектов Российской Федерации), о чем на заявлении делается соответствующая запись.
  6. В случае необходимости направления межведомственных запросов — передает копию заявления с отметкой о необходимости подготовки межведомственных запросов специалисту ПФР, ответственному за подготовку и направление межведомственных запросов, а также получение ответов на них, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
  7. Фиксирует факт приема документов в журнале регистрации.
  8. Передает заявление и комплект документов заявителя для принятия решения специалисту ПФР, ответственному за подготовку проекта решения о включении в список получателей оплаты дополнительного отпуска.
  1. Осуществляет проверку комплекта документов заявителя.
  2. В случае принятия решения о включении в список получателей оплаты дополнительного отпуска готовит проект распоряжения ПФР об утверждении списка получателей оплаты дополнительного отпуска.
  3. В случае принятия решения об отказе во включении в список получателей оплаты дополнительного отпуска готовит проект письма в адрес заявителя об отказе во включении в список получателей оплаты дополнительного отпуска.
  4. Передает комплект документов, а также проекты распоряжения либо проект письма об отказе главе ПФР для подписи.
  5. После подписания главой ПФР указанных документов направляет копию распоряжения или письмо об отказе заявителю.
Рекомендуем прочесть:  6 Клиническая Больница Куда Возили Чернобыльцев

В случае если сведения о реквизитах банковского счета, на использование которых получатель дал согласие с использованием единого портала, и сведения о счете получателя в кредитной организации, который используется Пенсионным фондом Российской Федерации для зачисления получателю сумм пенсий и иных социальных выплат, отсутствуют в Единой информационной системе, выплата ежемесячной компенсации осуществляется на счет получателя в кредитной организации, указанный в заявлении, или по желанию получателя через организации федеральной почтовой связи и иные организации, занимающиеся доставкой ежемесячной компенсации, путем вручения сумм ежемесячной компенсации на дому или в кассе организации, производящей доставку.

Решение об оплате дополнительного оплачиваемого отпуска и предоставлении единовременной компенсации формируется в информационной системе, оператором которой является Пенсионный фонд Российской Федерации, и размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (далее — Единая информационная система).

Подача заявления посредством единого портала осуществляется с использованием простой электронной подписи при условии, что личность получателя установлена при личном приеме при выдаче ключа простой электронной подписи, или усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

При наличии у территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации на дату принятия решения о предоставлении оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и выплаты единовременной компенсации сведений о счете получателя в кредитной организации, указанном в заявлении, и счете получателя в кредитной организации, сведения о котором имеются в Единой информационной системе, оплата дополнительного оплачиваемого отпуска и выплата единовременной компенсации осуществляется на счет, указанный в заявлении.

Приложение
к Правилам оплаты дополнительного
оплачиваемого отпуска и предоставления
единовременной компенсации на оздоровление,
выплачиваемой одновременно с дополнительным
оплачиваемым отпуском гражданам,
подвергшимся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС

Оплата дополнительного отпуска гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС В избранное

Предоставление меры социальной поддержки военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и федеральных органов налоговой полиции, а также пенсионерам из их числа, в том числе ныне работающим (независимо от места работы), подвергшихся радиационному воздействию, осуществляется через федеральные органы исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.08.2005 №542.

  1. Заявление о предоставлении оплаты дополнительного отпуска по форме.
  2. Паспорт гражданина Российской Федерации либо иной документ, подтверждающий принадлежность к гражданству Российской Федерации:
    • паспорт гражданина Российской Федерации;
    • документы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации (в случае если заявителями выступают иностранные граждане, беженцы, лица без гражданства), Федеральным законом от 25.07.2002 №115‑ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в случае если заявителями выступают иностранные граждане, беженцы, лица без гражданства), указами Президента Российской Федерации от 21.12.1996 №1752 «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации», от 14.11.2002 №1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации», от 13.04.2011 №444 «О дополнительных мерах по обеспечению прав и защиты интересов несовершеннолетних граждан Российской Федерации», Федеральным законом от 19.02.1993 №4528‑1 «О беженцах»;
    • временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта;
    • иные документы, удостоверяющие личность в соответствии с действующим законодательством.
  3. Удостоверение, дающее право на меры социальной поддержки (в случае получения удостоверения на территории Санкт‑Петербурга представление заявления не требуется).
  4. Справка о размере среднего заработка с указанием причитающейся к выплате итоговой суммы и периода, за который предоставляется отпуск, подписанная руководителем организации и главным бухгалтером (с расшифровкой подписей) и заверенная печатью.

Специалист ПФР, ответственный за подготовку, направление межведомственных запросов и получение ответов на них:

  1. Определяет состав документов (информации), подлежащих получению по межведомственным запросам, и органы (организации), в которые должны быть направлены межведомственные запросы.
  2. Подготавливает проекты межведомственных запросов, в том числе в форме электронного документа.
  3. При необходимости представляет проекты межведомственных запросов на подпись лицу, уполномоченному подписывать межведомственные запросы, в том числе с использованием электронной подписи.
  4. Направляет межведомственные запросы.
  5. Получает ответы на межведомственные запросы.
  6. Анализирует документы (информацию), полученные в рамках межведомственного взаимодействия (ответы на межведомственные запросы), на соответствие направленному межведомственному запросу.
  7. Передает полученные документы (информацию), специалисту ПФР, ответственному за подготовку проекта решения о включении в список получателей оплаты дополнительного отпуска (об отказе во включении).
  1. Граждане, имеющие право на получение государственной услуги в соответствии с пунктом I.
  2. Представители граждан, имеющих право на получение государственной услуги, действующие на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  3. Законные представители (опекуны, попечители) граждан, имеющих право на получение государственной услуги.
  1. Определяет предмет обращения.
  2. Проводит проверку полномочий лица, подающего документы.
  3. Проводит проверку соответствия документов перечню необходимых документов.
  4. Осуществляет сканирование представленных документов.
  5. Формирует электронное дело, все документы которого связываются единым уникальным идентификационным кодом, позволяющим установить принадлежность документов конкретному заявителю и виду обращения за государственной услугой.
  6. Заверяет электронное дело своей электронной подписью.
  7. По окончании приема документов выдает заявителю расписку о приеме документов.
  8. Направляет копии документов и реестр документов в ПФР:
    • в электронном виде (в составе пакетов электронных дел) — в течение 1 рабочего дня со дня обращения заявителя;
    • на бумажных носителях (в случае необходимости обязательного предоставления оригиналов документов) — в течение 3 рабочих дней со дня обращения заявителя.

Начисляются ли страховые взносы на суммы оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и дополнительного вознаграждения за выслугу лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС

В соответствии с пунктом 1 статьи 20.1 Закона № 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

Кроме того, согласно пункту 5 статьи 18 Закона № 1244-1 предусмотрена выплата дополнительного вознаграждения за выслугу лет в зависимости от стажа работы в данной зоне и степени ее радиоактивного загрязнения, граждан, постоянно проживающих (работающих) на территории зоны проживания с правом на отселение.

Частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ определено, что объектом обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений.

Статьей 3 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон № 1244-1) установлено право граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на возмещение вреда и меры социальной поддержки.

При этом, исходя из норм Правил оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и выплаты единовременной компенсации на оздоровление, предоставляемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2007 № 136, а также с учетом Положения о порядке выплаты дополнительного вознаграждения за выслугу лет работникам организаций, независимо от организационно-правовой формы, расположенных на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.1993 № 101, указанную оплату дополнительного отпуска и вознаграждения за выслугу лет производит орган социальной защиты населения по месту жительства указанного гражданина за счет средств федерального бюджета.

Рекомендуем прочесть:  15тр Матерям Оденочкам

Департамент общего аудита о порядке оплаты дополнительного отпуска Чернобыльцам

Один из наших сотрудников является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, о чем имеет удостоверение установленного образца. Он обратился к нам с заявлением о предоставлении дополнительного отпуска, установленного статьей 13 Закона «О Социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №1244-1 от 15.05.91г. Согласно Правил оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска… гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (утверждены Постановлением Правительства №136 от 03.03.07г.), гражданин самостоятельно обращается, как мы понимаем, в собес с заявлением об оплате дополнительного отпуска. Наша задача – обеспечить его справкой, в которой будет указана сумма, подлежащая выплате в качестве оплаты дополнительного отпуска. В дальнейшем, собес подает списки в территориальный орган Федерального Казначейства, а тот, в свою очередь, перечисляет причитающуюся человеку сумму либо в отделение почтовой связи, либо на лицевой счет в банке. Наш сотрудник имеет оклад 17 000,0 руб., работает у нас в организации с 10.01.2002 года, за все время работы он не обращался к нам с заявлением о предоставлении дополнительного отпуска, то есть этот отпуск ему не предоставлялся и не выплачивалась за него никакая компенсация. Вопросы:1. Правильно ли мы понимаем, что орган, куда обращается наш сотрудник – это собес? Действительно ли наша организация не производит никаких выплат и не получает никакого целевого финансирования? 2. Если да, то правильно ли мы понимаем, что просто составляется Приказ о том, что сотруднику предоставляется дополнительный отпуск на период 14 календарных дней, в табеле проставляются дни отпуска, но при этом мы никаких начислений с отражением на счетах бухгалтерского учета не производим?3. Не совсем ясно также, какую сумму в справке нужно указывать: мы делаем весь расчет суммы дополнительного отпуска и указываем её? Просим Вас исходя из описанной выше ситуации, произвести этот расчет.Что нам делать с накопленными за все предыдущие периоды днями дополнительного отпуска? Может ли сотрудник обратиться с заявлением в собес о выплате ему компенсации за все предыдущие периоды?4. Так как ситуация по вопросу исчисления налогов с суммы этого вида дополнительного отпуска спорная, просим Вас привести пример расчета налогов с отражением их на счетах бухгалтерского учета исходя из наших условий?

В соответствии с пунктом 3 статьи 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных, в частности, с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья. Так как предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска является льготой, суммы оплаты дополнительного отпуска на наш взгляд являются доходом, подлежащим обложению НДФЛ.

«1) государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам;

Суммы оплаты дополнительных отпусков, предоставляемых гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляемой за счет средств федерального бюджета, не могут рассматриваться как выплаты, осуществляемые работодателем по трудовым договорам. Статьей 116 ТК РФ предусмотрены случаи, когда работнику могут быть предоставлены ежегодные дополнительные оплачиваемые работодателем отпуска, однако предоставление дополнительного отпуска на основании Закона №1244-1 непосредственно не связано с выполнением текущих трудовых обязанностей работником, особыми условиями его труда у работодателя, с которым он в данный момент состоит в трудовых отношениях. Следовательно, суммы оплаты дополнительных отпусков не являются объектом налогообложения по единому социальному налогу. Аналогичного мнения придерживается Минфин Российской Федерации в Письме от 30 сентября 2003 года №04-04-04/109, а также от 23 сентября 2004 года №03-05-02-04/21.

«1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;

3) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с:

Закон РФ от N 1244-1 (ред

6) граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития;

Гражданам и юридическим лицам, осуществляющим защитные мероприятия на указанных территориях по собственной инициативе и обеспечивающим радиоэкологическую реабилитацию территорий, а также снижение содержания радионуклидов до установленных уполномоченными Правительством Российской Федерации органами уровней и ниже в собственной продукции, в том числе в продуктах питания, компенсируются все фактические затраты, связанные с проведением указанных мероприятий, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 1 — 4 части второй настоящей статьи, распространяются также на граждан, которые постоянно проживали (работали) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом до 1 января 1991 года, затем покинули ее в период до 2 декабря 1995 года и впоследствии (после 2 декабря 1995 года) вернулись на территорию указанной зоны на постоянное место жительства.

Настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.

5. Гражданин, проживающий на загрязненной радионуклидами территории за пределами зоны отчуждения и зоны отселения, из которых население подлежит обязательному отселению в соответствии со статьей 9 настоящего Закона, имеет право на основании предоставляемой ему объективной информации о радиационной обстановке, дозах облучения и возможных их последствиях для здоровья самостоятельно принимать решение о дальнейшем проживании на данной территории или переселении на другое место жительства.

Таким образом, суммы оплаты вышеуказанных дополнительных отпусков, связанных с возмещением вреда, причиненного гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц.

Согласно пункту 3 статьи 217 Кодекса от налогообложения налогом на доходы физических лиц освобождаются все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных, в частности, с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.

Согласно пункту 3 статьи 217 НК РФ от налогообложения НДФЛ освобождаются все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных, в частности, с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел Ваше письмо по вопросу налогообложения налогом на доходы физических лиц оплаты дополнительных отпусков гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняет следующее.

Статьей 3 Закона Российской Федерации от 15.06.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС» (далее — Закон N 1244-1) установлено право граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на возмещение вреда и меры социальной поддержки.

Налоговые льготы для чернобыльцев

Справка. Кто относится к чернобыльцам
К чернобыльцам относятся (ст. 13 Закона от 15.05.1991 N 1244-1):
1) лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
2) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:

С 01.01.2022 вступила в силу гл. 32 НК РФ, в соответствии с которой у чернобыльцев сохраняется льгота по налогу на имущество, но в отношении одного объекта налогообложения каждого вида, выбранного гражданином, вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот (п. п. 1, 3 ст. 407 НК РФ).
Дополнительные льготы по налогу на имущество физических лиц могут также устанавливаться представительными органами муниципальных образований (законами городов федерального значения) (абз. 2 п. 2 ст. 399 НК РФ).

Обратите внимание! Если вы имеете право на несколько стандартных вычетов на себя, например являетесь одновременно чернобыльцем и Героем РФ, вам будет предоставлен максимальный из них. Суммировать вычеты и использовать их одновременно нельзя (абз. 1 п. 2 ст. 218 НК РФ).

Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вправе уменьшить налоговую базу по налогу на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) (пп. 5 п. 5 ст. 391 НК РФ).

Для получения льгот вам следует самостоятельно представить заявление и необходимые документы, подтверждающие право на налоговую льготу, в налоговые органы по месту нахождения зарегистрированных на вас объектов недвижимого имущества и/или земельного участка и/или транспортного средства (например, удостоверение получившего(ей) или перенесшего(ей) лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; ставшего(ей) инвалидом (п. 2 Порядка, утв. Приказом МЧС России N 728, Минздравсоцразвития России N 832, Минфина России N 166н от 08.12.2006)).

Рекомендуем прочесть:  Сколько стоит договор дарения у нотариуса квартиры

Минакова Юлия

  1. С письменным заявлением на имя руководителя организации необходимо обратиться к начальнику. К заявлению также нужно приложить свидетельство, которое сможет подтвердить право сотрудника на дополнительный отпуск чернобыльца.
  2. Руководителем, на основании вышеуказанного заявления, издается приказ по организации. Издание приказа выполняется по установленной форме Т-6.
  1. Налоговый вычет по НДФЛ составит от 500 до 3000 рублей в зависимости от категории льготника. Уточнить это можно в статье 218 Налогового Кодекса.
  2. При оплате земельного налога чернобыльцы могут рассчитывать на уменьшение налоговой базы. Сумма понижения в 2022 году составит 10 000 рублей. Обязательное условие: участок должен находиться либо в пожизненном владении, либо в частной собственности.
  3. Для данной категории граждан предусмотрено освобождение от уплаты налога на недвижимое имущество. При этом, если лицо владеет двумя квартирами, придется выбрать, в отношении которой из них будет применяться налоговое послабление.
  4. Существуют скидки и по транспортному налогу, однако, их размер устанавливается региональными властями. Воспользоваться скидкой можно в отношении одного транспортного средства. Часто вводятся ограничения по объему двигателя. Так, в Московской области преференции не распространяются на авто мощностью 200 л.с.
  1. Обращение сотрудника к руководителю с письменным заявлением о прошении выдать ему на руки справку о его среднем доходе. В справке должна быть указана сумма дохода и сроки, на которые будет предоставлен дополнительный отпуск. Справка подписывается руководителем организации, главным бухгалтером, а также заверяется мокрой печатью.
  2. Взяв с собой заявление об оплате дополнительного отпуска, заявление о единовременной выплате оздоровительных средств, свидетельство, подтверждающее право на льготы, и справку о среднем доходе, сотрудник организации отправляется к местным органам исполнительной власти в области социальной защиты граждан.
  3. Местные органы Федерального казначейства, основываясь на ранее подготовленные списки получателей единовременной компенсации на оздоровление, производят соответствующие выплаты на счет организации, в которой работает сотрудник, либо непосредственно на его личный счет.

Согласно законодательству Российской Федерации, попросить отпуск, дополнительный к ежегодному, работник вправе уже после первого года работы на предприятии. Его досрочное использование не предусмотрено ни в одном законодательном акте. Но, возможно, при наличии веских уважительных причин работодатель даст согласие сотруднику в этой просьбе и предоставит дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск немного раньше положенного срока.

Каждому, кто оформляет налоговые преференции и вычеты, потребуется знать свой налоговый номер (ИНН). Инспектор проверяет документы, в соответствии с заявлением устанавливает размер скидки. В налоговой службе сегодня все автоматизировано. При получении писем в свой адрес внимательно изучайте их.

Действующие льготы пенсионерам чернобыльцам в 2022 году позволяют выходить на пенсию по старости в досрочном порядке. Чтоб воспользоваться этим правом, необходимо наличие не менее 5 лет трудового стажа, не менее 30 накопленных баллов, а также достижение мужчинами 50-летнего, а женщинами – 45-летнего возраста.

3. Приказ МЧС России № 228, Минздравсоцразвития России № 271, Минфина России № 63н от 11.04.2006 (ред. от 23.11.2022) “Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”.

Налогоплательщики, имеющие отношение к перечисленным категориям, имеют право снижать налогооблагаемую базу на 500 или 3000 рублей. Данный налоговый вычет определён п.1 и 2 ст.218 Налогового кодекса РФ. Такие льготы не могут суммироваться и предоставляется только одна из них, большая.

Пример 3: Ломов Н. П. проходил военную службу в 1988 году в зоне ЧАЭС и является участником ликвидации последствий катастрофы, но не принимал участия в работах по объекту «Укрытие» и не имеет профзаболеваний. Таким образом, рассчитывать на стандартный вычет для чернобыльцев Ломов Н. П. не вправе.

Общая сумма всех соцвычетов, на которую можно уменьшить налоговую базу по НДФЛ, также имеет свое ограничение – 120 000 рублей в год (если речь не идет о ряде случаев при лечении). Если в течение одного календарного года человек оплачивал, например, и обуче­ние, и лечение, причем общая сумма расходов превысила лимит, то он сам вправе выбрать, какие конкретно затраты и в какой сумме учесть в пределах заданной величины.

Взымается ли подоходный налог с дополнительного отпуска за работу и проживание в зоне чаэс

В частности, в соответствии с пунктом 4 статьи 19 Закона гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, гарантируется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью семь календарных дней без учета дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда при условии постоянного проживания (работы) до 2 декабря 1995 года.

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо* ФНС России от 10.06.2008 N 3-5-01/104 по вопросу налогообложения налогом на доходы физических лиц оплаты дополнительного отпуска гражданам, проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняет следующее.

В соответствии с пунктом 3 статьи 217 Кодекса не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных, в частности, с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.

К таким компенсационным выплатам следует отнести суммы оплаты дополнительного отпуска, предусмотренного пунктом 4 статьи 19 Закона, предоставляемого гражданам, работающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. В связи с этим такие выплаты освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц согласно пункту 3 статьи 217 Кодекса.

Льготы для чернобыльцев

  1. Лица, перенесшие лучевую болезнь в связи с катастрофой и работами и по ликвидации ее последствий.
  2. Инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы.
  3. Ликвидаторы, участвовавшие в работах на территории зоны отчуждения в 1986-87 годах.
  4. Ликвидаторы и сотрудники МВД, проходившие службу в зоне в период 1988-1990 годов.
  5. Граждане, занятые на работах в зоне.
  6. Эвакуированные и переселенные из зоны в 1986 году, в том числе несовершеннолетние и дети, находившиеся на этот момент на стадии внутриутробного развития.
  7. Лица, постоянно проживающие на территории:
  • зоны с правом на отселение;
  • зоны с льготным социально-экономическим статусом;
  • зоны отселения до их переселения в другие районы.
  1. Лица, не проживающие, но занятые на работах в зоне отселения.
  2. Лица, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.
  3. Военнослужащие, проходившие службу в одной из зон.

Вторая жилищная льгота – компенсация 50% на оплату коммунальных услуг. Она покрывает расходы на содержание жилья, управлению имуществом МКД, капремонтный взнос, расходы на горячее и холодное водоснабжение, иные коммунальные расходы по счетчикам, но не более 50% расходов от норматива потребления, установленного в регионе. Если чернобылец проживает в частном доме, это также компенсация 50% стоимости газа на отопление или иного вида топлива + стоимости его доставки. Льгота предоставляется независимо от вида жилфонда, где проживает льготник.

  • инвалидам 1-3 групп, а также инвалидам вследствие катастрофы – ЕДВ от 2162 до 3782 руб.;
  • ежемесячная компенсация на покупку продовольственных товаров – 942 руб. инвалидам и их детям, и по 628 руб. ликвидаторам и эвакуированным;
  • ежемесячная компенсация возмещения вреда – 3939 руб. для инвалидов 3 группы, 9849 руб. для 2 группы и 19698 руб. для 1 группы, 984 руб. без установления инвалидности;
  • компенсация за потерю кормильца – 238 руб.

Эта страшная авария произошла 30 с лишним лет назад, но ее отголоски слышны до сих пор. Сотни пострадавших ликвидаторов и тысячи среди обычных граждан, десятки тысяч разрушенных судеб и отселенных семей. Государство взяло на себя обязательство возместить причиненный им вред и предоставлять всесторонние меры социальной поддержки. Но выполняет ли оно свои обещания сегодня? На что могут рассчитывать чернобыльцы и члены их семей?

  1. Во-первых, это земельный налог . Любое лицо, отнесенное к чернобыльцам ст. 13 ФЗ № 1244-1, вправе снизить налоговую базу по налогу на землю на кадастровую стоимость 6 соток принадлежащего ему земельного участка (пп. 5 п. 5 ст. 391 НК). Дополнительные льготы могут быть установлены на местах. Например, в Москве налоговую базу разрешено дополнительно уменьшать на 1 млн руб. (пп. 5 ч. 2 ст. 3.1 Закона г. Москвы № 74 от 24.11.2004).
  2. Во-вторых, это налог на имущество. Чернобыльцы освобождены от его уплаты в отношении одного объекта недвижимости каждого вида – на 1 дом, 1 квартиру, 1 гараж, 1 комнату и т.д. (п.п. 1,3 ст. 407 НК).
  3. В-третьих, это транспортный налог . Он региональный, а потому устанавливается в каждом регионе самостоятельно. Например, в Москве льгота предоставляется на 1 автомобиль с двигателем, мощностью до 200 л.с. (ч. 1 ст. 4 Закона г. Москвы № 33 от 09.07.2008).
  4. В-четвертых, это НДФЛ . Его размер можно уменьшить за счет стандартных налоговых вычетов. В зависимости от категории, к которой относится чернобылец, ежемесячный вычет может составить от 500 до 3 тыс. руб. (ст. 218 НК).
Мария
Юридический опыт - 15 лет.
Оцените автора
Отвечает на юридические вопросы юрист с 15 летним стажем